Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАМПАНГА́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 180-181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович
Фото М. В. Станюкович Пампанганский общественный деятель Сиуала динг Меангубие (М. Р. М. Пангилинан). 2012.

ПАМПАНГА́НЫ (са­мо­на­зва­ния – Ka­pam­pangan, Pampango, Pampangueño от панг­панг – реч­ной бе­рег), авс­тро­не­зий­ский на­род на Фи­лип­пи­нах (2,1 млн. чел. – 2012, оцен­ка). Жи­вут на юго-за­па­де о. Лу­сон, в осн. в про­вин­ци­ях Пам­пан­га, Тар­лак и Ба­тан (ре­ги­он Центр. Лу­сон), а так­же в США (4,9 тыс. чел. – 2012, оцен­ка). Го­во­рят на ка­пам­пан­ган­ском яз. (пам­пан­ган, пам­пан­ге­ньо) цен­траль­но­лу­сон­ской вет­ви фи­лип­пин­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, воз­ро­ж­да­ет­ся древ­няя сло­го­вая пись­мен­ность. Рас­про­стра­не­ны ило­кан­ский, та­галь­ский, англ. язы­ки. В осн. ка­то­ли­ки и при­вер­жен­цы Иг­ле­сии-ни-Кри­сто (Церк­ви Хри­ста).

Пред­ки П. бы­ли вы­тес­не­ны на ны­неш­ние зем­ли с тер­ри­то­рии совр. Ма­ни­лы из Ви­сай­ско­го ре­гио­на го­во­ря­щи­ми по-та­галь­ски пе­ре­се­лен­ца­ми. Осн. тра­диц. за­ня­тия – реч­ное (р. Пам­пан­га) и озёр­ное (оз. Кан­да­ба) ры­бо­лов­ст­во, па­шен­ное зем­ле­де­лие (рис, са­хар­ный тро­ст­ник). По­сле из­вер­же­ния вул­ка­на Пи­на­ту­бо (1991) с.-х. зем­ли ста­ли не­при­год­ны для зем­ле­де­лия, что по­ме­ня­ло эко­но­ми­ку про­вин­ции. В до­ис­пан­ские вре­ме­на за­ни­ма­лись мор. тор­гов­лей с Ма­лак­кой, Бор­нео, пла­ва­ли на Мо­лукк­ские о-ва. Че­рез Пам­пан­гу про­хо­ди­ли и су­хо­пут­ные тор­го­вые пу­ти; на Центр. Лу­со­не ка­пам­пан­ган ис­поль­зо­вал­ся как тор­го­вый язык. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од П. со­став­ля­ли б. ч. ме­ст­ной ин­тел­ли­ген­ции; в Пам­пан­ге (г. Ан­хе­лес) воз­ник пер­вый в стра­не ка­то­лич. ун-т, ос­но­ван­ный ми­ря­на­ми (ча­ст­ный ун-т Св. Ан­ге­ла, ос­но­ван в 1933), впер­вые введ­ший со­вме­ст­ное обу­че­ние юно­шей и де­ву­шек. Сла­вят­ся изы­скан­ной кух­ней, цер­ков­ной и гражд. ар­хи­тек­ту­рой 16–19 вв., из­го­тов­ле­ни­ем цер­ков­ной ут­ва­ри, резь­бой по де­ре­ву (г. Бе­тис) и кос­ти, зо­ло­че­ни­ем (г. Сан-Фер­нан­до). Ран­няя про­за (19 в.) вос­хо­дит к сказ­кам и ле­ген­дам (о Си­ну­ку­ане, ко­роле го­ры Ара­ят и др.). Для фольк­лор­ной и ран­ней ав­тор­ской по­эзии (Ху­ан Кри­со­сто­мо Со­то, Ау­ре­лио и Ха­син­то То­лен­ти­но и др.) ха­рак­тер­на сил­ла­бич. по­эзия с мо­но­ри­мом. С 1926 уст­раи­ва­ют­ся по­этич. со­стя­за­ния для двух (крис­со­тон – назв. вос­хо­дит к псев­до­ни­му Х. К. Со­то) и трёх (то­лен­ти­ну­ан – от име­ни А. То­лен­ти­но) им­про­ви­за­то­ров, ана­ло­гич­ные та­галь­ским ба­лаг­та­са­нам. Ме­ло­дии пан­га­си­нан­ских пась­о­нов («Стра­сти») счи­та­ют­ся вос­хо­дя­щи­ми к ут­ра­чен­но­му эпо­су. На Стра­ст­ной не­де­ле уст­раи­ва­ют про­цес­сии фла­гел­лян­тов, в не­ко­то­рых го­ро­дах ве­рую­щие доб­ро­воль­но под­вер­га­ют­ся рас­пя­тию на кре­сте.

Сре­ди П. силь­ны на­цио­на­ли­стич. дви­же­ния, вы­сту­паю­щие за воз­ро­ж­де­ние сво­ей куль­ту­ры. С 1998 про­во­дит­ся фес­ти­валь Аринг-Си­ну­ку­ан («Ко­роль Си­ну­ку­ан»), ор­га­ни­зуе­мый дви­же­ни­ем Лин­гап Ка­пам­пан­ган («Спа­сём Пам­пан­гу»). Соз­да­ны му­зей Му­се­онг-Ка­пам­пан­ган, Куль­тур­ный центр Ка­пам­пан­ган.

Лит.: Zapanta-Manlapaz E. Notes towards a history of Pampangan literature // Philippine Studies. 1976. Vol. 24. № 1; Fernandez D. Tikim: essays on Philippine food and culture. Pasig; Manila, 1994; Bergaño D. Vocabulario de Pampango en Romance y diccionario de Romance en Pampango. Angeles City, 2006; Be­navente A. de. Arte de Lengua Pampanga 1699. Angeles City, 2007; Pangilinan M. R. M. An introduction to kulitan: the indigenous Kapam­pangan script. Angeles City, 2012.

Вернуться к началу