Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОХО́ТА ЗА ГОЛОВА́МИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 727

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ОХО́ТА ЗА ГОЛОВА́МИ, ар­ха­иче­ский воин­ский ри­ту­ал до­бы­чи, хра­не­ния и по­чи­та­ния го­лов (че­ре­пов) уби­тых вра­гов. Име­ет об­щие ис­то­ки с че­ло­ве­че­ским жерт­во­при­но­ше­ни­ем и ри­ту­аль­ным кан­ни­ба­лиз­мом. В ос­но­ве её ле­жит пред­став­ле­ние о жиз­нен­ной си­ле, со­дер­жа­щей­ся в го­ло­ве по­вер­жен­но­го вра­га. Счи­та­лось, что, ов­ла­дев го­ло­вой и про­ве­дя над ней оп­ре­де­лён­ные об­ря­ды, мож­но обезо­па­сить мсти­тель­ную ду­шу вра­га и стать хо­зяи­ном этой си­лы (сход­ные ри­туа­лы про­во­ди­лись и с го­ло­ва­ми до­бы­тых на охо­те жи­вот­ных). О. за г. бы­ла тес­но свя­за­на с пред­ков куль­том (в т. ч. с куль­том их го­лов), сис­те­мой воз­рас­тных клас­сов и во­ен. ор­га­ни­за­ци­ей, кров­ной ме­стью. От ко­ли­че­ст­ва до­бы­тых го­лов за­ви­сел со­ци­аль­ный ста­тус вои­на.

Процессия с трофейными головами у майя. С сосуда 7–9 вв., Юкатан. Коллекция Дж. Керра (Нью-Йорк) (Kerr 1206). Прорисовка А. А. Бородатовой.

Го­ло­ва вра­га – уни­вер­саль­ный во­ен. тро­фей. Пер­вые сви­де­тель­ст­ва О. за г. (по­гре­бе­ния тро­фей­ных го­лов) из­вест­ны с ме­зо­ли­та в Ев­ро­пе (напр., вероятно, Офмет), Ма­лой Азии и на Ближ­нем Вос­то­ке. О. за г. бы­ла рас­про­стра­не­на у ски­фов, сар­ма­тов, хет­тов, кель­товгэ­лов Шот­лан­дии и Ир­лан­дии – до 14–15 вв.), в Зап. Аф­ри­ке (у не­ко­то­рых на­ро­дов ман­ден и фон). Наи­боль­шую роль О. за г. иг­ра­ла в об­ще­ст­вах, прак­ти­ко­вав­ших под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие тро­пич. и суб­тро­пич. ле­сов и на­хо­див­ших­ся на ста­дии сло­жения во­ж­деств и ран­них го­су­дарств. Осо­бен­но ха­рак­тер­на она для на­ро­дов Юж. Ки­тая, Сев.-Вост. Ин­дии и Ин­до­ки­тая (га­ро, кха­си, ку­ки-чин, ми­зо, на­га, ва и др.), Тай­ва­ня (боль­шин­ст­во на­ро­дов гао­шань), фи­лип­пин­ских гор­ных на­ро­дов, Ин­до­не­зии (ба­та­ков и абун­гов Су­мат­ры, ни­ас­цев, дая­ков, на­ро­дов Мо­лукк­ских о-вов и Су­ла­ве­си), Ме­ла­не­зии (в т. ч. па­пуа­сов и авс­тро­не­зий­цев Но­вой Гви­неи), Мик­ро­не­зии, По­ли­не­зии (мао­ри и др.); в этих ре­гио­нах О. за г. мес­та­ми со­хра­ня­лась до 2-й пол. 20 в. По мне­нию ря­да учё­ных, она из ма­те­ри­ко­вой Азии рас­про­стра­ни­лась по Ин­до­не­зии, Океа­нии и (че­рез по­бе­ре­жье Вост. Азии и Бе­рин­гию) в Аме­ри­ке (иро­ке­зы, мус­ко­ги и др. ин­дей­цы Вос­то­ка и Юго-Вос­то­ка США, майя, са­по­те­ки, миш­те­ки, на­уа и др. ин­дей­цы Ме­зо­аме­ри­ки, Центр. Аме­ри­ки, чиб­ча, ту­пи, хи­ва­ро и др. ин­дей­цы Юж. Аме­ри­ки, куль­ту­ры Па­ра­кас, На­ска, Уа­ри и др. в Пе­ру). Пе­ре­жит­ки О. за г. со­хра­ня­лись во мно­гих древ­них и ср.-век. об­ще­ст­вах (у шу­ме­ров, ва­ви­ло­нян, ас­си­рий­цев, фи­ни­кий­цев, эт­ру­сков, рим­лян, ари­ев, гер­ман­цев, сла­вян, иран­цев, ти­бет­цев до­буд­дий­ской эпо­хи, ки­тай­цев, япон­цев, мон­го­лов и др.).

Фото Brett Tully Мумифицированная трофейная голова у индейцев хиваро. Музей Питта Риверса (Оксфорд).

О. за г. за­ни­ма­ла центр. ме­сто в об­ря­дах ини­циа­ции (в т. ч. при всту­п­ле­нии в тай­ный муж­ской со­юз), в сва­деб­ной, по­гре­баль­ной и аг­рар­ной об­ряд­но­сти (она час­то пред­ше­ст­во­ва­ла се­ву и сбо­ру уро­жая), при ос­но­ва­нии де­рев­ни, строи­тель­ст­ве боль­шо­го до­ма, муж­ско­го до­ма, свя­ти­ли­ща, при за­су­хе, го­ло­де, эпи­де­мии и др. Осо­бое зна­че­ние име­ла О. за г. в ри­туа­лах, свя­зан­ных с фи­гу­рой пра­ви­те­ля. О. за г. со­про­во­ж­да­лась мно­же­ст­вом та­бу и об­ря­дов и за­вер­ша­лась по­бед­ным празд­ни­ком. Тро­феи со­хра­ня­ли в ви­де че­ре­пов (их мог­ли гра­ви­ро­вать, мо­де­ли­ро­вать гли­ной и рас­кра­ши­вать ли­цо и т. д.; ино­гда из че­ре­пов де­ла­ли сосу­ды для ри­ту­аль­ных на­пит­ков) ли­бо му­ми­фи­ци­ро­ва­ли; они хра­ни­лись в свя­ти­ли­щах, муж­ских до­мах, ве­ша­лись на свя­щен­ные де­ре­вья, ими ук­ра­ша­ли се­бя вои­ны и жен­щи­ны в по­бед­ном тан­це и т. п. Позд­ний ва­ри­ант О. за г. – скаль­пи­ро­ва­ние.

Лит.: Up de Graff F. W. Head hunters of the Amazon. N. Y., 1923; Barton RF. The half-way sun; life among the headhunters of the Philippines. N. Y., 1930; Ива­но­ва Л. А. Охо­та за го­ло­ва­ми у ма­ринд-аним и вре­мя ее воз­ник­но­ве­ния // Сим­во­ли­ка куль­тов и ри­туа­лов на­ро­дов за­ру­беж­ной Азии. М., 1980; Rosaldo R. Ilongot headhunting 1883–1974: a study in society and history. Stanford, 1980; Harner M. J. The Jívaro. People of the sacred waterfalls. Berk., 1984; Пер­шиц АИ., Се­ме­нов ЮИ., Шни­рель­ман ВА. Вой­на в ран­ней ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. М., 1994. Т. 1–2; Ста­ню­ко­вич МВ. Охо­та за го­ло­ва­ми у ифу­гао // Мак­ла­ев­ские чте­ния 1995–1997 гг. СПб., 1997; Verano JW. Trophy head-taking and human sacrifice in Andean South Ame­ri­ca // Handbook of South American Archaeo­logy. N. Y., 2008.

Вернуться к началу