Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОМЕ́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов
Фото Jens Klinzing Омето. Женщина дорзе.

ОМЕ́ТО, груп­па омот­ских на­ро­дов на юго-за­па­де Эфио­пии. Жи­вут в бас­сей­не сред­не­го те­че­ния р. Омо и на пра­во­бе­ре­жье р. Был­ла­те (се­ве­ро-вос­ток Ре­гио­на на­ций, на­цио­наль­но­стей и на­ро­дов Юга). Де­лят­ся на центр. О. [уолай­та, ва­ляй­та, во­ляй­та, ве­ляй­та (1,7 млн. чел., 2007, пе­ре­пись) – осн. на­се­ле­ние зо­ны Уолай­та; дау­ро, или кул­ло (580 тыс. чел.), – осн. на­се­ле­ние зо­ны Дау­ро и спец. уорэ­ды (райо­на) Кон­та; га­мо (1,1 млн. чел.) и го­фа (390 тыс. чел.) – осн. на­се­ле­ние зо­ны Га­мо-Го­фа; ой­да (50 тыс. чел.) и ме­ло (30 тыс. чел.) – на за­па­де зо­ны Га­мо-Го­фа; дор­зе (45 тыс. чел.) – на за­пад от оз. Абая на вос­то­ке зо­ны Га­мо-Го­фа]; во­сточ­ных [кой­ра, или ко­оре (157 тыс. чел.), – осн. на­се­ле­ние спец. уорэды Ама­ро; зай­се (20 тыс. чел.) – к за­па­ду от оз. Ча­мо на юго-вос­то­ке зо­ны Га­мо-Го­фа; ка­ча­ма (2,5 тыс. чел.) – на оз. Абая на вос­то­ке зо­ны Га­мо-Го­фа], запад­ных [бас­ке­то (бас­кат­та, са­мо­на­зва­ния – мас­ке­то, мес­ке­то; 78,3 тыс. чел.) – осн. на­се­ле­ние уорэ­ды Бас­ке­то] и ма­ле (100 тыс. чел.) – на се­ве­ро-вос­то­ке зо­ны Юж. Омо. Го­во­рят на омет­ских язы­ках гон­га-ги­модж­ской вет­ви омот­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве эфи­оп. и лат. гра­фи­ки. Яз. уолай­та – офиц. яз. зо­ны Уолай­та. В 1998 бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка вве­сти ис­кусств. еди­ный язык О. Рас­про­стра­нён так­же ам­хар­ский яз. В осн. хри­стиа­не (гл. обр. лю­те­ра­не; есть ка­то­ли­ки, у гофа, гамо с 17 в. – по­сле­до­ва­те­ли Эфи­оп. церк­ви и др.) или при­вер­жен­цы син­кре­тич. ре­ли­гий, сре­ди уолай­та и дау­ро мно­го му­суль­ман-сун­ни­тов.

В 14–16 вв. у О. воз­ни­ка­ли го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ния (Уолай­та, Кул­ло, Га­мо, Кой­ра и др.), в кон. 19 в. при­сое­ди­нён­ные к Эфи­оп. им­пе­рии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное и руч­ное по­лив­ное, мес­та­ми тер­рас­ное зем­ле­де­лие (кор­не­плод­ное рас­те­ние эн­се­та сем. ба­на­но­вых, тефф, пше­ни­ца, яч­мень, осн. то­вар­ная куль­ту­ра – ко­фе), у не­ко­то­рых групп – ско­то­вод­ст­во. Су­ще­ст­ву­ют низ­шие эт­но­ка­сто­вые груп­пы охот­ни­ков, куз­не­цов, гон­ча­ров и др.; тка­че­ст­во – по­чёт­ное заня­тие. Есть гор. на­се­ле­ние (сре­ди ва­ляй­та – ок. 17%, сре­ди га­мо – ок. 13%), среди уолай­та мно­гие имеют выс­шее об­ра­зо­ва­ние, есть пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го ру­ко­во­д­ства стра­ны. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – тер­ри­то­ри­аль­ные об­щи­ны (гут­ха), уп­рав­ляе­мые со­ве­том ста­рей­шин (ду­лат­ха) и ри­ту­аль­ны­ми ли­де­ра­ми (ха­ла­ка), пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (куо­мо, омо) и пат­ри­ли­нид­жи (со, букв. – дом). Бы­ту­ет авун­ку­лат. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па, рас­про­ст­ра­не­ны опи­са­тель­ные кон­ст­рук­ции и тек­но­ни­мия. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты (ду­хов пред­ков, вер­хов­ных бо­жеств и др.), ро­до-пле­мен­ное де­ле­ние, ин­сти­ту­ты тра­диц. пра­ви­те­лей (као, кати), у дор­зе со­хра­ня­ются дуа­ли­стич. кос­мо­ло­гия и древ­няя тра­ди­ция по­ли­фо­ни­че­ской во­каль­ной му­зы­ки.

Лит.: Grottanelli V. L. Missione etnografica nel Uollega occidentale. Roma, 1940. Vol. 1; Straube H., Schulz-Weidner W. Westku­schi­tische Völker Süd-Äthiopens. Stuttg., 1963; Data Dea. Clans, Kingdoms, and «Cultural Diversyty» in Southern Ethiopia: the case of Omotic speakers // Northeast Africa Studies. 2000. Vol. 7. № 3.

Вернуться к началу