Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБХОДНЫ́Е ОБРЯ́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 551-552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Самарский областной краеведческий музей им. П. В. Алабина Открытка, изображающая святочное хождение детей со звездой. По картине М. Гермашева. 1916.

ОБХОДНЫ́Е ОБРЯ́ДЫ, об­ря­до­вые дейст­вия, вы­ра­жаю­щие­ся в хо­ж­де­нии по до­мам, ча­ще груп­пы лю­дей. Ино­гда до­ма по­се­ща­лись вы­бо­роч­но (напр., где есть мо­ло­до­жё­ны или име­нин­ни­ки). При­ход уча­ст­ни­ков О. о. в дом и их при­ём хо­зяе­ва­ми во мно­гом вос­про­из­во­дил ри­ту­ал гос­те­при­им­ст­ва. Гос­ти вос­при­ни­ма­лись как по­слан­ни­ки по­тус­то­рон­не­го ми­ра; час­то это бы­ли ря­же­ные (см. Ря­же­ние) или про­цес­сия, со­про­во­ж­даю­щая са­краль­ный пер­со­наж (Мас­ле­ни­цу, Ма­ре­ну, Ла­зар­ку на Верб­ное вос­кре­се­нье, «Зе­лё­но­го Юрия», май­ских Ко­ро­ля и Ко­ро­ле­ву, тро­иц­кую бе­рёз­ку, Се­ми­ка и Се­ми­чи­ху, Ко­ст­ро­му, до­жи­ноч­ный сноп, Пе­пе­ру­ду и т. п.). Обыч­но уча­ст­ни­ки О. о. пред­став­ля­ли од­ну по­ло­воз­ра­ст­ную или со­ци­аль­ную груп­пу – де­ти, мо­ло­дёжь, де­вуш­ки, не­же­на­тые муж­чи­ны (напр., ку­ке­ры), ста­ри­ки, ни­щие. Вой­дя во двор или в дом, они про­из­но­си­ли по­здрав­ле­ния и бла­го­по­же­ла­ния (в осн. в ре­чи­та­тив­ной или пе­сен­ной фор­ме; напр., ко­ляд­ки и щед­ров­ки на Свят­ки, во­ло­чеб­ные пес­ни на Пас­ху), со­вер­ша­ли др. ма­гич. дей­ст­вия (об­ли­ва­ли во­дой, об­сы­па­ли зер­ном, би­ли до­мо­чад­цев вет­ка­ми и т. п.) с об­ря­до­вы­ми при­го­во­ра­ми, иг­ра­ли на муз. ин­ст­ру­мен­тах или уст­раи­ва­ли ри­ту­аль­ный шум; в от­вет по­лу­ча­ли по­дар­ки или уго­ще­ние, ко­то­рое обыч­но по­том со­став­ля­ло ос­но­ву их об­ще­го пи­ра; ес­ли хо­зя­ин ока­зы­вал­ся скуп на уго­ще­ние, вме­сто бла­го­по­же­ла­ния он мог по­лу­чить про­кля­тие. О. о. наи­бо­лее ха­рак­тер­ны для празд­ни­ков зим­не­го цик­ла на­ро­дов Ев­ро­пы, осо­бен­но для Свя­ток; ис­пол­ня­лись так­же вес­ной и ле­том – на Мас­ле­ни­цу, Паль­мо­вое вос­кре­се­нье, Пас­ху, Юрь­ев день, «Май­ский день» (см. в ст. Май­ское де­ре­во), Ива­нов день, Трои­цын день, до­жин­ки и др. О. о. устраи­ва­ли так­же по осо­бым слу­ча­ям, напр. в за­су­ху (см. Пе­пе­ру­да); ино­гда они вхо­ди­ли в со­став свадь­бы.

Лит.: Ви­но­гра­до­ва ЛН. Об­ход­ные об­ря­ды // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3.

Вернуться к началу