Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОУРУ́З

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 363

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Лахути

НОУРУ́З (Нов­руз, Нау­руз, Нав­руз – перс. «но­вый день»; курд­ское Нев­роз, тур. Нев­руз, ка­зах. Нау­рыз, уй­гур­ское Но­руз, кирг. Но­оруз), празд­ник Но­во­го го­да у на­ро­дов Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка и Вост. Ев­ро­пы (та­тар, баш­кир и др.). При­хо­дит­ся на пе­ри­од ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия.

Фото Hamed Saber Ноуруз. Праздничный стол.

Ис­ход­но Н. – зо­роа­ст­рий­ский празд­ник (позд­неа­ве­стий­ское Ха­мас­пат­ма­эдайа – «Празд­ник всех душ») – по­след­ний из се­ми гл. празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла, по­свя­щён­ный ог­ню и Аша-Ва­хиш­та («Луч­шей пра­вед­но­сти») – од­но­му из се­ми Аме­ша-Спен­та; зна­ме­но­вал на­сту­п­ле­ние «аху­ров­ско­го» вре­ме­ни го­да (ле­та) и по­ра­же­ние Зло­го ду­ха, был на­по­ми­на­ни­ем о По­след­нем дне ми­ра, ко­то­рый ста­нет Но­вым днём веч­ной жиз­ни. Празд­но­вал­ся на­ка­ну­не дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия, ко­гда, как счи­та­лось, фра­ва­ши (ду­ши усоп­ших) воз­вра­ща­лись в свои преж­ние до­ма. В пол­день пер­во­го дня но­во­го го­да при­вет­ст­во­ва­ли воз­вра­ще­ние из-под зем­ли по­лу­ден­но­го ду­ха Ра­пит­ви­на, ко­то­ро­го при­зы­ва­ли в мо­лит­вах Аша-Ва­хиш­та в те­че­ние ле­та. Дни празд­но­ва­ния Н. не­од­но­крат­но из­ме­ня­лись в свя­зи с из­ме­не­ни­ем ка­лен­да­ря (3 и 6 вв.). Назв. «Н.» (no̅g ro̅z – из аве­стий­ско­го *navaka-raocah-) впер­вые встре­ча­ет­ся в пех­ле­вий­ских (сред­не­пер­сид­ских) тек­стах. Был од­ним из не­мно­гих иран. празд­ни­ков, со­хра­нив­ших­ся по­сле при­хо­да ис­ла­ма. Как свет­ский празд­ник воз­рож­дён при Се­фе­ви­дах, вплоть до 20 в. об­ря­ды, свя­зан­ные с Н., ус­лож­ня­лись, слу­жа сим­во­лом мо­гу­ще­ст­ва цар­ской вла­сти. Те­ма Н. важ­на для перс. поэ­зии. В совр. Ира­не Н. – офиц. празд­ник. В Си­рии празд­но­ва­ние Н. за­пре­ще­но, в Тур­ции бы­ло за­пре­ще­но с 1925 до 1990-х гг. (счи­та­ет­ся курд­ским празд­ни­ком). С 2009 Н. вклю­чён в спи­сок не­ма­те­ри­аль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва ЮНЕСКО, 21 мар­та объ­яв­ле­но Ме­ж­ду­нар. днём Но­уруз.

В совр. иран. ка­лен­да­ре на­сту­п­ле­ние Н. при­хо­дит­ся на вре­мя по­сле 21 мар­та, ка­ж­дый год вы­счи­ты­ва­ет­ся спе­ци­аль­но. Празд­но­ва­ние Н. длит­ся 13 дней. В ка­нун Н. со­вер­ша­ют­ся об­ход­ные об­ря­ды (гл. обр. юно­ша­ми и мо­ло­ды­ми муж­чи­на­ми). В по­след­нюю сре­ду го­да пры­га­ют че­рез ко­ст­ры, рас­пе­вая сти­хи. С од­ной сто­ро­ны празд­нич­но­го сто­ла или ска­тер­ти, рас­сти­ла­емой на по­лу, ста­вит­ся зер­ка­ло с дву­мя под­свеч­ни­ка­ми (чис­ло свеч обыч­но со­от­вет­ст­ву­ет чис­лу де­тей в се­мье); на­про­тив кла­дёт­ся Ко­ран (ино­гда «Шах­на­ме» Фир­до­уси или «Ди­ван» Ха­фи­за); по­ме­ща­ют­ся ча­ша с во­дой, в ко­то­рой пла­ва­ет зо­ло­тая рыб­ка, час­то так­же ча­ши с дож­де­вой во­дой и с во­дой, в ко­то­рую по­ло­же­ны ли­стья гра­на­та, апель­си­на или сам­ши­та; ва­зы с мо­ло­ком, мё­дом и кра­ше­ны­ми яй­ца­ми (1, 3, 5 или 7); фрук­ты, празд­нич­ный хлеб, маст (вид йо­гур­та), осо­бое блю­до из ры­бы с ри­сом и тра­ва­ми, сла­до­сти (в ча­ст­но­сти, пе­че­нье из ну­то­вой или ри­со­вой му­ки), оре­хи; в цен­тре – ва­зы с цве­та­ми (обыч­но с гиа­цин­та­ми) и вет­ка­ми мус­кус­ной ивы и семь пред­ме­тов, наз­ва­ния ко­то­рых на­чи­на­ют­ся на бу­к­ву «с», или «син» (хафт син – «семь си­нов»): про­ро­щен­ные зёр­на, обыч­но пше­ни­цы (саб­за); се­ме­на ру­ты (се­панд), ко­то­рые обыч­но кла­дут в ку­риль­ни­цу с ла­да­ном и за­жи­га­ют сра­зу же по на­сту­п­ле­нии Н.; яб­ло­ки (сиб); неск. но­во­от­че­ка­нен­ных мо­нет (сек­ка); зуб­чи­ки чес­но­ка (сир); ук­сус (сер­ка); блю­до из про­ро­щен­ной пше­ни­цы и оре­хов (са­ма­ну, са­ма­ни); чис­ло пред­ме­тов на «с» мо­жет быть и боль­ше (со­глас­но не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, в до­ис­лам­ской тра­ди­ции это бы­ли пред­ме­ты на бу­к­ву «шин», в чис­ло ко­то­рых вхо­ди­ло ви­но – ша­раб). В Тад­жи­ки­ста­не пе­ред Н. стар­шая жен­щи­на в до­ме ста­вит пе­ред вхо­дом па­ру ме­тё­лок из пруть­ев и ве­ша­ет на ок­на и две­ри крас­ную оде­ж­ду; гос­тей уго­ща­ют блю­дом из го­ло­вы и ног ов­цы с не­про­се­ян­ной му­кой (бадж). Сра­зу по на­сту­п­ле­нии но­во­го го­да чле­ны се­мьи об­ме­ни­ва­ют­ся по­дар­ка­ми и бла­го­по­же­ла­ния­ми; рас­про­стра­не­но по­ве­рье, что ут­ром в Н. в дверь дол­жен по­сту­чать ре­бё­нок и на во­про­сы: «Кто это?» и «Что ты при­нёс?» от­ве­тить: «Я – уда­ча и я при­нёс здо­ро­вье и про­цве­та­ние». Три­на­дца­тый день Н. про­во­дят на при­ро­дe, у ру­чьёв, иг­рая в шах­ма­ты, нар­ды, рас­пе­вая пес­ни и тан­цуя; пу­ска­ют по во­де саб­зу, за­га­ды­вая же­ла­ние, что­бы все не­уда­чи про­шли ми­мо. Лю­ди в трау­ре Н. не празд­ну­ют; в па­мять об умер­ших на ули­цах или клад­би­щах раз­да­ют осо­бое пе­че­нье с фи­ни­ка­ми или кон­фе­ты с до­бав­ле­ни­ем ри­со­вой му­ки, са­ха­ра и шаф­ра­на.

Дополнит. информацию см.: En­cyclo­pæ dia Iranica.http://iranica.com/articles/ nowruz-i

Лит.: Бойс М. Зо­роа­ст­рий­цы: Ве­ро­ва­ния и обы­чаи. СПб., 2003.

Вернуться к началу