Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАМБА́ДИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 636

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская; Г. В. Дзибель (терминология родства)
Фото Bindaas Madhavi Женщина ламбади.

ЛАМБА́ДИ (банд­жа­ра – «те, кто пу­те­ше­ст­ву­ют»; банд­жа­ри, ванд­жа­ри, ла­ма­ни, ла­ма­ди, ла­ва­ни, гор­ма­ти, «цы­га­не Ин­дии» и др.), ин­доа­рий­ский на­род в Центр. и Юж. Ин­дии. Чис­лен­ность ок. 5,6 млн. чел. (2009, оцен­ка). Наи­бо­лее мно­го­числ. груп­пы в шта­тах Ан­дх­ра-Пра­деш (2,2 млн. чел.), Кар­на­та­ка (1,1 млн. чел.), Ма­ха­раш­тра (0,9 млн. чел.), Мад­хья-Пра­деш (0,4 млн. чел.), Рад­жаст­хан (0,3 млн. чел.), Орис­са и др. В Орис­се от­но­сят­ся к «за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ным пле­ме­нам» (ади­ва­си), в др. шта­тах – к «за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ным кас­там». Око­ло по­ло­ви­ны Л. го­во­рят на яз. лам­ба­ди зап. груп­пы ма­те­ри­ко­вых ин­доа­рий­ских язы­ков, ос­таль­ные – на хин­ди, те­лу­гу, кан­на­да, ма­рат­хи и др. Вы­де­ля­ют­ся диа­лек­ты шта­тов Ан­дх­ра-Пра­деш (пись­мен­ность те­лу­гу), Кар­на­та­ка (пись­мен­ность кан­на­да) и Ма­ха­раш­тра (пись­мен­ность де­ва­на­га­ри). Л. в осн. ин­дуи­сты, есть хри­стиа­не.

По­яви­лись в Зап. Ин­дии вме­сте с за­во­е­ва­те­ля­ми и пе­ре­се­лен­ца­ми из Син­да во 2-й пол. 1-го тыс. Ста­ли груп­пой каст, со­про­вож­дав­ших в ка­че­ст­ве мар­ки­тан­тов разл. ар­мии (в т. ч. ар­мии Мо­го­лов), с ко­то­ры­ми рас­се­ли­лись по стра­не. Пред­ки Л., ве­ро­ят­но, бы­ли наи­бо­лее близ­ки к пред­кам цы­ган. Л. ве­дут по­лу­ко­че­вой об­раз жиз­ни, за­ни­ма­ют­ся пе­ре­воз­кой гру­зов на во­ло­вь­их по­воз­ках, ре­мон­том ме­тал­лич. ин­вен­та­ря, тор­гов­лей, до­бы­чей со­ли, не­ко­то­рые груп­пы – бро­дя­чие ар­ти­сты и му­зы­кан­ты, часть ра­бо­та­ет стро­ит. и с.-х. ра­бо­чи­ми. Жи­вут ро­до­вы­ми об­щи­на­ми (тан­да) во гла­ве с пред­во­ди­те­лем (на­як) и его за­ме­сти­те­лем (ка­рб­ха­ри). Пред­поч­ти­тель­ны мат­ри­ла­те­раль­ные крос­ску­зен­ные бра­ки. Рас­про­ст­ра­не­но умы­ка­ние не­ве­сты. По тра­диц. куль­ту­ре близ­ки к рад­жаст­хан­цам. У жен­щин со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ко­стюм, та­туи­ров­ка на ру­ках; за­муж­ние жен­щи­ны но­сят ро­го­вые брас­ле­ты, оже­ре­лья из бус и мо­нет, их ко­ли­че­ст­во ука­зы­ва­ет на со­ци­аль­ное по­ло­же­ние. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го и сме­шан­но­го би­фур­ка­тив­но­го и би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей (напр., стар­шая се­ст­ра ма­те­ри обо­зна­ча­ет­ся тем же тер­ми­ном, что и мать, тог­да как млад­шая се­ст­ра ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся спец. тер­ми­ном); сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту. Сре­ди тер­ми­нов род­ст­ва мно­го ре­ду­пли­ци­ро­ван­ных форм; не­ко­то­рые по­ло­вые раз­ли­чия («сын» и «дочь», «муж» и «же­на») пе­ре­да­ют­ся не от­дель­ны­ми тер­ми­на­ми, а по­ка­за­те­ля­ми грам­ма­тич. ро­да. На­блю­да­ют­ся чер­ты «дра­ви­дий­ских» си­стем. Есть бо­га­тая устная тра­ди­ция: ми­фы, сказ­ки, поэ­мы, дра­мы, пе­сен­ный и тан­це­валь­ный фольк­лор.

Лит.: Deogaonkar S. G., Deogaonkar S. S. The Banjara. New Delhi, 1992; Naik D. B. The art and literature of Banjara Lambanis: a socio-cultural study. New Delhi, 2000; idem. Banjara-Lambanis: origin and culture. Udupi, 2008.

Вернуться к началу