Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАГЕСТА́НСКИЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Арутюнов, Г. А. Сергеева

ДАГЕСТА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, груп­па на­ро­дов на Вост. Кав­ка­зе. Жи­вут в гор­ных и пред­гор­ных рай­онах Зап. и Юж. Да­ге­ста­на (Рос­сия) и Сев. Азер­бай­джа­на. Го­во­рят на ава­ро-ан­до-цез­ских язы­ках (авар­цы; ан­дий­ские на­ро­ды – ан­дий­цы, бот­лих­цы, го­до­бе­рин­цы, ба­гу­ла­лы, тин­да­лы, ча­ма­ла­лы, ах­вах­цы, ка­ра­тин­цы; цез­ские на­ро­ды – це­зы, беж­тин­цы, гун­зиб­цы, хвар­ши­ны, ги­нух­цы), лак­ском язы­ке (лак­цы), дар­гин­ских язы­ках (дар­гин­цы), лез­гин­ских язы­ках (лез­гин­ские на­ро­ды – лез­ги­ны, та­ба­са­ра­ны, бу­дуг­цы, кры­зы, ар­чин­цы, уди­ны) и хи­на­луг­ском язы­ке (хи­на­луг­цы). На авар­ском, лак­ском, дар­гин­ских и лез­гин­ском язы­ках бы­ла соз­да­на пись­мен­ность на уни­фи­ци­ро­ван­ном ал­фа­ви­те на ос­но­ве араб­ской, с 1928 (с 1932 так­же на та­ба­са­ран­ском яз.) – ла­тин­ской и с 1938 – рус­ской гра­фи­ки. 

Рис. Е. Н. Федорченко Дагестанский женский костюм: 1 – с платьем-рубахой; 2 – с распашным платьем; 3 – с кафтанчиком (по А. Г. Булатовой, С. Ш. Гаджиевой и Г. А. Сергеевой).

Д. н. – ав­то­хтон­ное на­се­ле­ние Кав­ка­за. По дан­ным глот­то­хро­но­ло­гии, на­хско-да­ге­стан­ская общ­ность рас­па­лась в кон. 3-го тыс. до н. э. на 3 груп­пы: за­пад­ная (пред­ки нах­ских и ава­ро-ан­до-цез­ских на­ро­дов), цент­раль­ная (пред­ки лак­цев и дар­гин­цев) и юж­ная (пред­ки хи­на­луг­цев и лез­гин­ских на­ро­дов). Сло­жил­ся осн. тип хо­зяй­ст­ва Д. н., ос­но­ван­ный на зем­ле­де­лии и от­гон­ном ско­то­вод­ст­ве, взаи­мо­дей­ст­во­вав­ший с под­виж­ны­ми ско­то­во­да­ми степ­но­го Да­ге­ста­на. К 1-му тыс. до н. э. от­но­сят­ся пер­вые упо­ми­на­ния пред­ков Д. н. у др. ав­то­ров. В 1-м тыс. н. э. у Д. н. воз­ник­ли гос. об­ра­зо­ва­ния Та­ба­са­ран, Кай­таг, Гу­мик (Ку­мух), Лакз и др. Боль­шин­ст­во Д. н. бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в сою­зы сель­ских об­щин, ино­гда об­ра­зо­вы­вав­шие объ­е­ди­не­ния (сою­зы сою­зов). Родств. се­мьи объ­е­ди­ня­лись в эн­до­гам­ные «па­тро­ни­мии» (ту­ху­мы). Боль­шую роль иг­ра­ло обыч­ное пра­во адат (су­ды по ада­ту и ша­риа­ту су­щест­во­ва­ли до 1927). С 7 в. в Да­ге­стан про­ни­ка­ет ис­лам (его рас­про­стра­не­ние пре­да­ние свя­зы­ва­ет с Абу Мус­ли­мом) – пер­во­на­чаль­но в Дер­бент, к 10 в. – в Юго-Вост. и Юж­ный Дагестан и к 15–16 вв. в Сев. и Зап. Да­ге­стан.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). В го­рах за­ня­тия­ми Д. н. бы­ли тер­рас­ное зем­ле­де­лие и от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. При­ме­ня­лась па­ро­вая пло­дос­мен­ная сис­те­ма зем­ле­де­лия, осн. зер­но­вые куль­ту­ры – яч­мень и рожь, па­хот­ное ору­дие – без­от­валь­ный плуг, бо­ро­на не ис­поль­зо­ва­лась, оро­ше­ние бы­ло не­зна­чи­тель­ным. В пред­горь­ях бы­ло рас­про­стра­не­но вы­гон­но-стой­ло­вое жи­вот­но­вод­ст­во (в т. ч. раз­ве­де­ние буй­во­лов), пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие, раз­ви­то оро­ше­ние, осн. куль­ту­ра – пше­ни­ца, ору­дие – пе­ред­ко­вый плуг. Тра­ву ко­си­ли в го­рах сер­па­ми, в пред­горь­ях – ко­са­ми. Бы­ли раз­ви­ты (осо­бен­но в го­рах) от­ход­ни­че­ст­во и до­маш­ние про­мыс­лы: об­ра­бот­ка шер­сти (про­из-во сук­на – у ка­ра­тин­цев, хад­жал­ма­хин­цев; бу­рок – Ан­ди, Ан­сал­та, Ра­ха­та, Га­гат­ли; ков­ров – Ми­крах, Ка­ра­кю­ре, Ах­ты, Ку­рах, Ру­тул, Ка­сум­кент, Ор­та-Стал, Ма­га­рам­кент, Гиль­яр, Кан­дик и др.; вя­за­ных нос­ков и обу­ви – Ах­ты, Ку­ба­чи, Ди­до), ме­тал­ла (про­из-во ору­дий – Хар­бук, Тлях, Куя­да; ору­жия – Ку­ба­чи, Амуз­ги, Ку­мух, Ик­ра, Ара­ка­ни, Гим­ры), де­ре­ва (Ун­цу­куль, Уси­ша, Ги­дат­ли, Ди­до), ко­жи (Ко­ро­да, Те­бек­ма­хи, Сал­та), кам­ня (Ру­гуд­жа, Сут­бук, Ул­лу­ая), гон­чар­ст­во (Джу­ли, Су­лев­кент, бал­хар­ская ке­ра­ми­ка). Су­ще­ст­во­ва­ли ус­той­чи­вые об­мен­ные свя­зи ме­ж­ду гор­ны­ми и пред­гор­ны­ми рай­она­ми: скот, про­дук­ты ско­то­вод­ст­ва и ре­мес­ла об­ме­ни­ва­ли на зер­но, соль, ры­бу, дре­ве­си­ну, ви­но­град, шёлк-сы­рец, ма­ре­ну. Сло­жи­лись круп­ные тор­го­вые цен­тры: Ку­мух, Аку­ша, Цу­да­хар, Ул­лу­ая, Хун­зах, Ун­цу­куль, Гергебиль, Тар­ки, Эн­ди­рей, Чох, Ку­ба­чи, Ка­сум­кент, Ах­ты, Ку­рах и др. По­се­ле­ния в го­рах (ау­лы) ку­че­вой пла­ни­ров­ки с ка­мен­ны­ми жи­ли­ща­ми в 2 и бо­лее эта­жей. В пред­горь­ях по­се­ле­ния и усадь­бы сво­бод­ной пла­ни­ров­ки, в строи­тель­ст­ве ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся об­ма­зан­ный гли­ной пле­тень (тур­лук). В го­рах пре­об­ла­да­ли ва­рё­ные муч­ные блю­да (хин­кал) и пре­сный хлеб, пе­чён­ный в пе­чи ти­па тан­ды­ра, в пред­горь­ях – хлеб, пе­чён­ный в по­до­вой пе­чи. Муж­ская оде­ж­да об­ще­кав­каз­ско­го ти­па: шта­ны (уз­кие с ши­ро­ким ша­гом), ру­ба­ха (ту­ни­ко­об­раз­ная), беш­мет (от­рез­ной по та­лии), чер­ке­ска, бур­ка, па­па­ха. Жен­ская оде­ж­да ши­лась пер­во­на­чаль­но из тём­ных глад­ких тка­ней, у мо­ло­дых, осо­бен­но вбли­зи круп­ных се­ле­ний, рас­про­стра­ня­лась оде­ж­да свет­лой или пё­ст­рой рас­цвет­ки. Древ­ней­ший вид жен­ской оде­ж­ды – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, ред­ко – вя­за­ная или из под­стри­жен­ной ов­чи­ны, с длин­ны­ми пря­мы­ми ру­ка­ва­ми, встав­ны­ми бо­ко­вы­ми клинь­я­ми и лас­то­ви­ца­ми из яр­кой (крас­ной, зе­лё­ной, жёл­той) ма­те­рии, пря­мым раз­ре­зом на гру­ди, ино­гда с во­рот­ни­ком-стой­кой. Ру­ба­ха но­си­лась ча­ще с ма­тер­ча­тым поя­сом и на­груд­ни­ком с на­ши­ты­ми мо­не­та­ми, бляш­ка­ми, пу­го­ви­ца­ми или об­ши­ва­лась мо­не­та­ми и бу­бен­чи­ка­ми. По­яс­ной жен­ской оде­ж­дой бы­ли шта­ны, обыч­но ши­ро­кие в ша­гу, на вздёрж­ке, у дар­гин­цев, лак­цев, агу­лов, кай­таг­цев – уз­кие с уз­ки­ми шта­ни­на­ми. Осн. тип жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра – чух­та. С кон. 19 в. в осн. на юге у лез­гин­ских на­ро­дов, ча­стич­но у пред­гор­ных дар­гин­цев, лак­цев, авар­цев рас­про­стра­ня­ет­ся ру­ба­ха, от­рез­ная по та­лии, но­сив­шая­ся с рас­паш­ным каф­тан­чи­ком или плать­ем (ар­ха­лук, буз­ма, вал­жаг); раз­но­вид­но­сти жен­ско­го пла­тья – по­лу­ша (с не­раз­ре­зан­ной юб­кой), къа­ба­лай (с об­ле­гаю­щим ли­фом, глу­бо­ким вы­ре­зом, на­груд­ни­ком и обыч­но двой­ны­ми ру­ка­ва­ми, час­то из до­ро­гих при­воз­ных тка­ней и рас­ши­тое по­зу­мен­том). C 1920-х гг. осн. ви­дом жен­ской оде­ж­ды ста­но­вит­ся пла­тье на ко­кет­ке. Верх­ней муж­ской и жен­ской оде­ж­дой слу­жи­ли ов­чин­ные шу­бы и шу­бы-на­кид­ки.

Лит.: Бу­ла­то­ва АГ., Гад­жие­ва СШ., Сер­гее­ва ГА. Оде­ж­да на­ро­дов Да­ге­ста­на. [М.], 2001; На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Бу­ла­тов А. О. Фор­мы ша­ман­ско-ма­ги­чес­кой прак­ти­ки у на­ро­дов Да­ге­ста­на в кон­це XIX– XX вв. Пу­щи­но, 2004.

Вернуться к началу