Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЯДОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 588

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Н. Виноградова

КОЛЯДОВА́НИЕ (так­же рус.  ов­сень­ка­нье, тау­сень­ка­нье; се­вер­но­рус­ское – ви­но­гра­дье; укр., бе­ло­рус.  щед­ро­ва­ние; болг.  сур­ва­ка­не и др.), об­ход­ной об­ряд у сла­вян. Со­вер­ша­ет­ся в зим­ний пе­ри­од (гл. обр. на Свят­ки): на дни свя­тых – Вар­ва­ры, Ни­ко­лая, Иг­на­тия, в ро­ж­де­ст­вен­ский Со­чель­ник, на Ро­ж­де­ст­во, День св. Сте­фа­на, на Но­вый год, Кре­ще­ние. Со­про­во­ж­да­лось ис­пол­не­ни­ем ко­ля­док, ино­гда – разл. ма­гич. дей­ст­вия­ми: об­ли­ва­ни­ем до­мо­чад­цев во­дой, раз­бра­сы­ва­ни­ем зё­рен (по­се­ва­ние), вы­ме­та­ни­ем уг­лов и т. п. В «цер­ков­ных» фор­мах К. пре­об­ла­да­ли рож­де­ст­вен­ские мо­ти­вы «слав­ле­ния Хри­ста». Ко­ляд­ни­ки мог­ли но­сить изо­бра­же­ние ро­ж­де­ст­вен­ской звез­ды («хо­дить со звез­дой»), вер­теп, ук­ра­шен­ное де­рев­це или вет­ку (юж. сла­вя­не) и т. п. Ко­ляд­ни­ков пред­став­ля­ли по­слан­ца­ми «по­тус­то­рон­не­го ми­ра» (их на­зы­ва­ли «Божи­и­ми по­слан­ца­ми», «Божи­и­ми деть­ми», «не­бы­ва­лы­ми гос­тя­ми» и т. д.), в их ро­ли час­то вы­сту­па­ли ря­же­ные (в т. ч. «ко­ро­ли»  еван­гель­ские вол­хвы), де­ти, цер­ков­но­слу­жи­те­ли, не­же­на­тые муж­чи­ны; в Бал­ка­но-Кар­пат­ском ре­гио­не муж­чи­ны-ко­ляд­ни­ки хо­ди­ли в вен­ках, с бу­ке­та­ми (ко­ляд­ные кит­ки), во гла­ве с же­на­тым муж­чи­ной, опыт­ным пред­во­ди­те­лем и зна­то­ком об­ря­да (зап.-укр.  ота­ман; серб.  де­дац, ста­ре­ши­на; болг.  ста­не­ник, цар и т. п.; его ат­ри­бут – «ко­ляд­ный по­сох»). Ко­ля­до­ва­ли час­то в тём­ное вре­мя су­ток (осо­бен­но ря­же­ные), де­ти – обыч­но ран­ним ут­ром. По се­лу дви­га­лись обыч­но с за­па­да на вос­ток, в гор­ной ме­ст­но­сти – сни­зу вверх. Идя по се­лу, ко­ляд­ни­ки (осо­бен­но ря­же­ные) опо­ве­ща­ли о се­бе пе­ни­ем («пу­те­вые» ко­ляд­ки), кри­ка­ми, во­ем и т. п.; встре­ча двух ко­ляд­ных групп мо­гла при­ве­сти к дра­ке, по­это­му пе­ред об­хо­дом они рас­пре­де­ля­ли меж­ду со­бой уча­ст­ки. Де­ти и «цер­ков­ные» ко­ляд­ни­ки хо­ди­ли, на­про­тив, чин­но. Про­пус­тить чей-ни­будь дом во вре­мя об­хо­да счи­та­лось дур­ным пред­зна­ме­но­ва­ни­ем (не ко­ля­до­ва­ли толь­ко в до­мах, где не­дав­но кто-то умер). Во дво­ре (час­то – под ок­ном) ко­ляд­ни­ки ок­ли­ка­ли хо­зяи­на или ис­пол­ня­ли пер­вую («на­двор­ную», «под­окон­ную») ко­ляд­ку (у рус­ских пре­об­ла­да­ла эта крат­кая, «над­вор­ная» фор­ма К.; ме­ста­ми су­ще­ст­во­вал да­же за­прет впус­кать ко­ляд­ни­ков в дом); ес­ли хо­зя­ин при­гла­шал их в дом, «око­ля­до­вы­ва­ли» ка­ж­до­го из до­мо­чад­цев (т. е. пе­ли по­свя­щён­ные им «до­маш­ние», или «гос­по­дар­ские», ко­ляд­ки); мог­ли уст­раи­вать­ся об­щие уго­ще­ние и тан­цы; в за­клю­че­ние хо­зя­ин ода­ри­вал ко­ляд­ни­ков (обыч­но едой, ча­ще все­го – спец. хле­бом: рус.  ко­лё­душ­ка, ка­лед­ник, ов­сень­ка; укр.  щед­рив­ний хлиб; серб.  ка­ле­дар­ски кра­вай и т. д.); ес­ли ко­ляд­ни­ки бы­ли не­до­воль­ны уго­ще­ни­ем, они мог­ли про­клясть хо­зяи­на, за­бро­сать его дом кам­ня­ми и т. п. По­сле об­хо­да ко­ляд­ни­ки де­ли­ли меж­ду со­бой со­бран­ные да­ры, уст­раи­ва­ли со­вме­ст­ную тра­пе­зу, пля­ски (болг.  ко­ле­дар­ско хо­ро). Было рас­про­стра­не­но пред­став­ле­ние о не­об­хо­ди­мо­сти ри­ту­аль­но­го очи­ще­ния уча­ст­ни­ков К. Сход­ные свя­точ­ные об­ря­ды су­ще­ст­во­ва­ли и у др. на­ро­дов Ев­ро­пы.

Лит.: Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Ви­но­гра­дье // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1995. Т. 1; она же. Ко­ля­до­ва­ние // Там же. М., 1999. Т. 2; она же. Ко­ляд­ные пес­ни // Там же; она же. Ов­сень // Там же. М., 2004. Т. 3; Ка­ба­ко­ва Г. И. Ко­ля­да // Там же. Т. 2.

Вернуться к началу