Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАНЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 626-627

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Кожин

ГРАНЕ́ (Granet) Поль Мар­сель (29.2.1884, Люк-ан-Ди­уа – 25.11.1940, Па­риж), франц. ки­та­ист, ре­ли­гио­вед, фи­ло­соф. В 1907 окон­чил Пе­да­го­гич. ин-т в Па­ри­же (Выс­шая нор­маль­ная шко­ла), учил­ся у ки­та­ис­та Э. Ша­ван­на и со­цио­ло­га Э. Дюрк­гей­ма. В 1911–13 ста­жи­ро­вал­ся в Ме­ж­ду­нар. цен­тре по под­го­тов­ке спе­циа­ли­стов, ко­ло­ни­аль­ных чи­нов­ни­ков и биз­нес­ме­нов в Ки­тае (Амой, ны­не Ся­мынь, пров. Фуц­зянь). С 1913 воз­глав­лял ка­фед­ру в от­де­ле­нии ре­лиг. ис­сле­до­ва­ний в Прак­тич. шко­ле выс­ших ис­сле­до­ва­ний. Проф. (с 1925) Нац. шко­лы вост. язы­ков (ны­не Нац. ин-т вост. язы­ков и ци­ви­ли­за­ций). Со­уч­ре­ди­тель и ди­рек­тор Ин-та выс­ших ис­сле­до­ва­ний Ки­тая (с 1926). Умер от хо­ле­ры во вре­мя фа­ши­ст­ской ок­ку­па­ции.

На­чаль­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва Г. свя­зан с изу­че­ни­ем кит. па­мят­ни­ка 8–7 вв. до н. э. «Кни­га пе­сен» («Шиц­зин»), гл. обр. его раз­де­ла «Го­фэн» («Нра­вы царств») как ис­точ­ни­ка по бы­ту, нра­вам и со­ци­аль­ной жиз­ни Древ­не­го Ки­тая (кни­ги «Празд­ни­ки и пес­ни Древ­не­го Ки­тая», «Тан­цы и ле­ген­ды Древ­не­го Ки­тая»). В 1922 вы­шел об­зор­ный труд «Ре­ли­гия ки­тай­цев». Ито­го­вы­ми ста­ли мо­но­гра­фии «Ки­тай­ская ци­ви­ли­за­ция» и «Ки­тай­ское мыш­ле­ние». Эти ра­бо­ты вме­сте с по­смерт­ны­ми из­да­ния­ми – «Ки­тай­ский фео­да­лизм» и «Со­цио­ло­ги­че­ские этю­ды о Ки­тае» – из­ла­га­ют пред­став­ле­ния Г. о тра­диц. ми­ро­воз­зренч. кон­цеп­ци­ях, этич. ус­та­нов­ках, об­ще­ст­вен­ных и се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, ре­лиг. тео­рии и прак­ти­ке, по­ли­тич. куль­ту­ре Древ­не­го Ки­тая. Г. при­да­вал боль­шое зна­че­ние струк­тур­но­му воз­дей­ст­вию на об­ще­ст­вен­ную и ду­хов­ную жизнь ки­тай­цев тра­диц. сис­те­мы взгля­дов и пред­став­ле­ний, от­ме­чал влия­ние ие­рог­ли­фич. пись­ма на струк­ту­ру и ло­ги­ку кит. мыш­ле­ния, его ра­цио­наль­ность и сим­во­лизм, что по­зво­ля­ет свя­зать его тру­ды с на­ча­лом франц. струк­ту­ра­лиз­ма.

Соч.: La religion des Chinois. P., 1922; Danses et légendes de la Chine ancienne. P., 1926; La civilisation chinoise. P., 1929; Fêtes et сhan­sons anciennes de la Chine, 2 éd. P., 1929; La pensée chinoise. P., 1934; La féodaliité chi­noise. P., 1952; Études sociologiques sur la Chine. P., 1953; Ки­тай­ская мысль. М., 2004.

Лит.: Demiéville P. Aperçu historique des étu­des sinologiques en France // Demiéville P. Choix d’études sinologiques. Leiden, 1973.

Вернуться к началу