Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́НДЕРНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Л. Пушкарёва

ГЕ́НДЕРНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, на­уч. на­прав­ле­ние в рам­ках со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, при­ме­няю­щее ка­те­го­рию «со­ци­аль­но­го по­ла» для ана­ли­за куль­тур­ных прак­тик эт­нич. и со­ци­аль­ных групп (см. Ген­дер). Пер­вые кур­сы по Г. а. (на­зы­вав­шей­ся то­гда «ан­тро­по­ло­ги­ей жен­щин») бы­ли про­чи­таны М. Ро­заль­до и Дж. Кол­лиэ в Стан­форд­ском ун-те (США) в 1971. В 1970-е гг. круп­ней­ши­ми цен­тра­ми Г. а. ста­ли (и ос­та­ют­ся по­ны­не) амер. ун-ты в Кем­бри­дже (штат Мас­са­чу­сетс), Нью-Йор­ке и Анн-Ар­бо­ре (штат Ми­чи­ган). Фе­ми­ни­ст­ски-ори­ен­ти­ро­ван­ное на­прав­ле­ние Г. а. это­го пе­рио­да оп­ре­де­ли­ло изу­че­ние тех­но­ло­гии вос­про­из­вод­ст­ва от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ла­ми как от­но­ше­ний гос­под­ства и под­чи­не­ния, ан­д­ро­цен­трич­но­го ос­но­ва­ния боль­шин­ст­ва ми­ро­вых куль­тур. В кон. 1970-х гг. тео­ре­тич. под­хо­ды, раз­ра­бо­тан­ные в рам­ках «ан­тро­по­ло­гии жен­щин», под­верг­лись пе­ре­смот­ру. Ак­цент сме­стил­ся с изу­че­ния опы­та бе­лых жен­щин как «нор­мы» к кон­цеп­туа­ли­за­ции ин­те­ре­сов не­ев­ро­пей­ских жен­щин. В 1980–1990-е гг. «чёр­ные» и «цвет­ные» фе­ми­ни­ст­ки соз­да­ли т. н. по­стко­ло­ни­аль­ное на­прав­ле­ние Г. а. Оно стре­мит­ся ра­зо­бла­чить имидж «вос­точ­ной жен­щи­ны» как бес­прав­ной, пас­сив­ной жерт­вы тра­ди­ции, фор­му­ли­ру­ет но­вые при­ори­тет­ные во­про­сы для изу­че­ния (как кон­ст­руи­ру­ет­ся зна­ние о жен­щи­нах? на ка­ких язы­ках пи­шут­ся тек­сты о них, с по­мо­щью ка­ко­го ме­то­до­ло­ги­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та­рия? кто кон­тро­ли­ру­ет этот про­цесс?), за­став­ля­ет ис­сле­до­вать сте­рео­ти­пы и вла­ст­ные от­но­ше­ния в куль­ту­ре, к ко­то­рой от­но­сит­ся сам ан­тро­по­лог. В от­ли­чие от тра­диц. ан­тро­по­ло­гии, Г. а. от­вер­га­ет стрем­ле­ние к на­уч. объ­ек­тив­но­сти. Она вы­дви­га­ет как им­пе­ра­тив со­пе­ре­жи­ва­ние (эм­па­тию) ис­сле­дуе­мо­му, про­ти­во­пос­тав­ля­ет «им­пе­риа­ли­стич­но­сти» (стрем­ле­нию ис­сле­до­ва­те­ля по­ста­вить се­бя в по­ло­же­ние по­сто­рон­не­го на­блю­да­те­ля, по­доб­но то­му как бе­лый пу­те­ше­ст­вен­ник на­блю­дал за вар­ва­ра­ми-ту­зем­ца­ми) ин­сай­динг (in­siding) – уме­ние по­ме­щать се­бя «внутрь» ис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния, а «мо­ну­мен­та­лиз­му» (стрем­ле­нию опи­сы­вать наи­бо­лее ти­пи­че­ское и об­щее) – ка­зу­аль­ный ана­лиз и изу­че­ние влия­ния со­бы­тий­но­го фак­тора.

Лит.: Toward an anthropology of women / Ed. R. Reiter. N. Y.; L., 1975; Mascia-Lees F., Black N. Gender and anthropology. Long Grove, 2000.

Вернуться к началу