Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ПЕ́РЕЧНИ ЗИМ»

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
"Перечни зим". Индеец группы тетон Сэм Убивает Дважды наносит пиктограммы на шкуру бизона. Резервация Розбад (штат Южная Дакота). Фото Дж. Андерсона (кон. 1920-х гг.). Историческое общество штата Небр...

«ПЕ́РЕЧНИ ЗИМ» (от назв. на диа­лек­те те­тон яз. да­ко­та «ва­ние­ту ява­пи»; букв. – зи­мы < они > счи­та­ют), пик­то­гра­фич. ле­то­пи­си у ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин (кай­о­ва, да­ко­та, ман­дан, чер­но­но­гие). Ле­то­пи­са­ние у этих на­ро­дов сло­жи­лось во 2-й пол. 18 в. вме­сте с окон­чат. фор­ми­ро­ва­ни­ем ко­че­вой куль­ту­ры. Ги­по­те­ти­че­ски вы­де­ля­ют­ся 3 цен­тра ле­то­пис­ной тра­ди­ции: юж. (кай­о­ва), центр. (те­тон и янк­тон-янк­то­най у да­ко­та) и сев. (чер­но­но­гие). В на­уч. обо­рот «П. з.». вве­де­ны в кон. 1860–70-х гг. Ны­не из­вест­но бо­лее 200 «П. з.» (боль­шин­ст­во их по­лу­че­но от да­ко­та), вклю­чая ори­ги­наль­ные ле­то­пи­си, спи­ски с ори­ги­на­лов и ко­пии.

За­пи­сью и хра­не­ни­ем «П. з.» за­ни­мались т. н. хра­ни­те­ли. Один раз в год по за­вер­ше­нии го­до­во­го цик­ла (у кай­о­ва – два раза в год, ле­том и зи­мой) «хра­ни­тель» вы­би­рал наи­бо­лее вы­даю­щее­ся и за­по­ми­нае­мое со­бы­тие и изо­бра­жал его пик­то­грам­мой; так­же со­став­ля­лась ка­но­нич. уст­ная фор­му­ла, ко­то­рая в крат­кой фор­ме объ­яс­ня­ла пик­то­грам­му. Ле­то­пис­ная пик­то­грам­ма пре­вра­ща­лась в обо­зна­че­ние про­шед­ше­го го­да в ис­то­рич. па­мя­ти пле­ме­ни, а уст­ная фор­му­ла ста­но­ви­лась на­зва­ни­ем это­го го­да; впо­след­ст­вии пик­то­грам­ма слу­жи­ла мне­мо­нич. под­сказ­кой при об­ра­ще­нии к «П. з.» и по­мо­га­ла вос­про­из­ве­сти по па­мя­ти раз­вёр­ну­тое по­ве­ст­во­ва­ние.

Пер­во­на­чаль­но «П. з.» вы­пол­ня­лись по­ли­хром­ны­ми ри­сун­ка­ми, рас­по­ла­гав­ши­ми­ся по спи­ра­ли или бу­ст­ро­фе­до­ном на вы­де­лан­ных би­зонь­их шку­рах; впо­след­ст­вии – стро­ка­ми сле­ва на­пра­во на тка­ни. С изо­бре­те­ни­ем пись­мен­но­сти на ин­дей­ских язы­ках «хра­ни­те­ли» ста­ли за­пи­сы­вать го­до­вую фор­му­лу ла­ти­ни­цей под ле­то­пис­ной пик­то­грам­мой. В кон. 19–20 вв. мн. ле­то­пис­цы от­ка­за­лись от пик­то­грамм и фик­си­ро­ва­ли го­до­вое со­бы­тие толь­ко в письм. фор­му­ле. В это же вре­мя «П. з.» ста­ли фик­си­ро­вать со­бы­тия се­мей­но­го и лич­но­го ха­рак­те­ра. Отд. «хра­ни­те­ли» и ны­не про­дол­жа­ют ле­то­пи­са­ние.

Лит.: Howard J. Dakota-Winter-Counts as a source of plains history. Wash., 1960; Malle­ry G. Picture-writing of the American Indians. N. Y., 1972. Vol. 1–2; Mooney J. Calendar history of the Kiowa Indians. Wash., 1979; Wild­hage W. Die Winterzahlungen der Og­lala. Wyk auf Föhr, 1988; Siebelt D. Die Winter Counts der Blackfoot. Münster, 2005.

Вернуться к началу