Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОГНЕЗЕМЕ́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин; Г. Б. Дзибель (социальная структура)
Фото Martin Gusinde Ритуальный костюм о́на. 1920-е гг. 

ОГНЕЗЕМЕ́ЛЬЦЫ, груп­па ин­дей­ских на­ро­дов, ко­рен­ное на­се­ле­ние ар­хи­пе­ла­га Ог­нен­ная Зем­ля. Вклю­ча­ет на­ро­ды óна (505 чел. в Ар­ген­ти­не, из них 391 чел. на о. Ог­нен­ная Зем­ля – 2001, перепись), ала­ка­луф (2,6 тыс. чел. в Чи­ли – 2002, пе­ре­пись; в осн. в пос. Пу­эр­то-Эден на о. Вел­линг­тон) и яга­нов (1,7 тыс. чел. в Чи­ли; до 100 чел. на о. На­ва­ри­но и в г. Ушу­ая в Ар­ген­ти­не). Поч­ти пол­но­стью ме­ти­си­ро­ва­ны: из ала­ка­луф ос­та­лось 15, из яга­нов – 1 чи­сто­кровный пред­ста­ви­тель, по­след­няя чи­сто­кров­ная пред­ста­ви­тель­ни­ца о́на умер­ла в 1974; ра­нее к О. так­же от­но­си­лись чо­но, ис­чез­нув­шие к кон. 19 в. Го­во­рят гл. обр. по-ис­пан­ски. Яз. она – чон­ской се­мьи, язы­ки ала­ка­луф (ка­вес­кар) и яга­нов (яма­на) изо­ли­ро­ван­ные, язык чо­но – не­клас­си­фи­ци­ро­ван­ный (воз­мож­но, род­ст­ве­н ка­вес­кар­ско­му). Пись­мен­ность на ка­вес­кар (12 но­си­те­лей) и яма­на на лат. ос­но­ве; де­ла­ют­ся по­пыт­ки пре­по­да­ва­ния ка­вес­кар в шко­лах. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

Фото Martin Gusinde Семья индейцев о́на. 1920-е гг.

О́на (на яз. яга­нов; са­мо­на­зва­ние – сельк­нам) жи­ли на о. Ог­нен­ная Зем­ля (кро­ме юж. и юго-зап. по­бе­ре­жья), в сер. 19 в. на­счи­ты­ва­ли ок. 4 тыс. чел., де­ли­лись на сельк­нам и ха­уш (ма­не­кенк) на юго-вос­то­ке ост­ро­ва; ала­ка­луф (са­мо­на­зва­ния – halakwulup, qawasqar) – на за­па­де ар­хи­пе­ла­га Ог­нен­ная Зем­ля, юж. ост­ро­вах Чи­лий­ско­го ар­хи­пе­ла­га и по­бе­ре­жье п-ова Бран­су­ик, в нач. 19 в. на­счи­ты­ва­ли 4 тыс. чел.; яга­ны (са­мо­на­зва­ние – yámana) – на юге о. Ог­нен­ная Зем­ля до п-ова Брек­нок на за­па­де и при­ле­гающих ост­ро­вах вдоль прол. Биг­л до о. На­ва­ри­но на вос­то­ке (са­мые юж. оби­та­те­ли Зем­ли; пла­ва­ли и на бо­лее от­далён­ные ост­ро­ва вплоть до мы­са Горн, где древ­ней­шие сле­ды ве­ро­ят­ных пред­ков яга­нов от­но­сят­ся к кон. 5-го тыс. до н. э.), в 1-й пол. 19 в. на­счи­ты­ва­ли ок. 3 тыс. чел.

Óна близ­ки к теу­эль­че. От­ли­ча­лись от др. О. вы­со­ким рос­том. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев сте­пей и по­лу­пус­тынь уме­рен­но­го поя­са Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись в осн. пе­шей охо­той на гуа­на­ко (от­сю­да их назв. «пе­шие ин­дей­цы»), ис­поль­зо­ва­ли для этих це­лей спе­ци­аль­но об­учен­ных со­бак (ве­ро­ят­но, за­им­ст­во­ва­ны у те­уэль­че). Ору­жие – лук со стре­ла­ми, ре­же ко­пьё, пра­ща; ве­ро­ят­но, бо­ла. Жи­ли­ще на се­ве­ре – на­вес из шкур гуа­на­ко, на юге – ко­нич. ша­лаш.

Ала­ка­луф и яга­ны от­ли­ча­лись не­высо­ким рос­том (муж­чи­ны в ср. 157 см, жен­щи­ны 147,4 см). Муж­чи­ны за­ни­ма­лись охо­той на мор. мле­ко­пи­таю­щих с копь­ём и гар­пу­ном и на птиц с лу­ком (вост. груп­пы яга­нов – так­же на гуа­на­ко) и ры­бо­лов­ст­вом, жен­щи­ны – сбо­ром мол­лю­сков и во­до­рос­лей. Б. ч. го­да пе­ре­дви­га­лись на лод­ках из ко­ры. Жи­ли в ко­нич. (на вос­то­ке) или ку­по­ло­об­раз­ных (на за­па­де) кар­кас­ных по­строй­ках. Во вре­мя ри­туа­лов строи­ли длин­ный дом. Пи­щу го­то­ви­ли на рас­ка­лён­ных кам­нях, во­ду хра­ни­ли в со­су­дах из ко­ры, ра­зо­гре­ва­ли, опус­кая в них рас­ка­лён­ные кам­ни; чер­па­ком слу­жи­ли боль­шие ра­ко­ви­ны. Огонь вы­се­ка­ли и по­сто­ян­но под­дер­жи­ва­ли в лод­ках и хи­жи­нах (от­сю­да назв. ар­хи­пе­ла­га Ог­нен­ная Зем­ля).

В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – ко­че­вые би­ла­те­раль­ные, эк­зо­гам­ные родств. груп­пы. У óна неск. де­сят­ков та­ких групп (ха­ру­вен, букв. «зем­ля») скла­ды­ва­лись в эк­зо­гам­ные фрат­рии (шо­он, букв. «не­бо»), ас­со­ци­и­ро­вав­шие­ся со сто­ро­на­ми све­та, во­схо­дя­щие к ми­фич. пред­кам и воз­глав­ляв­шие­ся стар­шим муж­чи­ной. Брак пат­ри­ло­каль­ный. Пред­по­чи­та­лись бра­ки с до­че­рью клас­си­фи­ка­ци­он­но­го бра­та ма­те­ри. Прак­ти­ко­ва­лись брач­ный вы­куп и от­ра­бот­ка за же­ну, со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния, ле­ви­рат, из­бе­га­ние меж­ду муж­чи­ной и его тес­тем. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. (у о́на ли­ней­но­го) в по­ко­ле­нии эго.

Зи­мой груп­пы со­би­ра­лись на по­бе­ре­жье для про­ве­де­ния ини­циа­ций (у яга­нов – муж­ские и жен­ские ини­циа­ции чи­ха­ус, у о́на – муж­ские ха­ин, ко­то­рые бы­ло за­пре­ще­но ви­деть жен­щи­нам) и муж­ских ри­туа­лов (у о́на – клок­тен, у яга­нов – ки­на): муж­чи­ны, рас­кра­шен­ные гео­мет­рич. узо­ра­ми, в ко­нич. мас­ках из ко­ры, изо­бра­жа­ли ду­хов, пу­гаю­щих жен­щин и де­тей, уст­раи­ва­ли те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния; по пре­да­ни­ям яга­нов и ала­ка­луф, они за­им­ст­во­ва­ли свои ри­туа­лы у óна. Су­ще­ст­во­ва­ли муж­ской и жен­ский ша­ма­низм, культ то­тем­ных ро­до­вых пред­ков. Из­вест­ны ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии муж­ских ри­туа­лов и свер­же­нии вла­сти жен­щин, о двух бра­ть­ях – куль­тур­ных ге­ро­ях и др., у óна – о вер­хов­ном су­ще­ст­ве Те­мау­ке­ле и его сы­не – де­ми­ур­ге Ке­но­се и др.; мифы о про­ис­хож­де­нии смер­ти близ­ки ми­фам ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии и Боль­шо­го Бас­сей­на.

Пер­вые кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 16 в. Ак­ти­ви­за­ция кон­так­тов в 19 в. при­ве­ла к вы­ми­ра­нию О. во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.

Лит.: Koppers W. Unter Feuerland-Indianern. Stuttg., 1924; Gusinde M. Die Feuerland-In­dia­ner. Mödling, 1931–1974. Bd 1–3; idem. Nordwind, Südwind. Mythen und Märchen der Feuerlandindianer. Kassel, 1966; Зи­берт Э. В. Ог­не­зе­мель­цы // На­ро­ды Аме­ри­ки. М., 1959. T. 2; Chapman A., Hester T. R. New data on the archaeology of the Haush: Tierra del Fue­go // Journal de la Socété des Américanistes. 1973. Vol. 62; Folk literature of the Selknam Indians: M. Gusinde’s collection of Selknam nar­ratives / Ed. J. Wilbert. Los Ang., 1975; Chap­man A. Drama and power in a hunting so­ciety: the Selk’nam of Tierra del Fuego. Camb., 1982; idem. End of the world: the Selknam of Tierra del Fuego. Santiago de Chile, 2002; idem. Eu­ro­pean encounters with the Yamana people of Cape Horn, before and after Darwin. Camb., 2010; Borrero L. A. Los Selk’nam (Onas). B. Aires, 2007; Brid­ges L. Uttermost Part of the Earth. 2nd ed. N. Y., 2010.

Вернуться к началу