Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОВИМБУ́НДУ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 628-629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ОВИМБУ́НДУ (самоназвание umbundu; юж­ные мбун­ду), на­род груп­пы бан­ту, круп­ней­ший на­род Ан­го­лы. Жи­вут в осн. на за­па­де стра­ны ме­ж­ду ре­ка­ми Лон­га, Бе­ро, вер­ховь­я­ми Ку­та­то и Ку­не­не (про­вин­ции Юж. Кван­за, Уам­бо, Бен­ге­ла, Бие, юг Бен­го, се­вер На­ми­бе и Уи­ла). Чис­лен­ность 6,1 млн. чел. (2013, оцен­ка). Де­лят­ся на под­груп­пы: баи­лун­до, бие­но, уам­бо, ка­кон­да, сам­бо, се­ле, ха­нья, нган­да, дом­бе и др. Язык ум­бун­ду (юж. мбун­ду) груп­пы R10 (ум­бун­ду, юж. мбун­ду) бан­ту язы­ков. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён сре­ди на­ро­дов Центр. и Юж. Ан­го­лы; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Рас­про­стра­нён так­же пор­туг. яз. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты), часть при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диц. куль­тов.

Сфор­ми­ро­ва­лись на пла­то Бие. С кон. 17 в. ве­ли по­среднич. ка­ра­ван­ную тор­гов­лю с пор­ту­галь­ца­ми (сло­но­вая кость, воск, ра­бы, с кон. 19 в. кау­чук), на ос­но­ве ко­то­рой у О. сло­жи­лись 22 во­ж­де­ст­ва (Баи­лун­до, Бие, Уам­бо и др.), рас­про­стра­нив­шие­ся на юг от пла­то Бие. В кон. 19 – нач. 20 вв. ока­за­ли со­про­тив­ле­ние за­хва­ту зе­мель пор­ту­галь­ца­ми и бу­ра­ми. С сер. 20 в. О. со­став­ля­ли эт­нич. ос­но­ву Нац. сою­за за пол­ную не­за­ви­си­мость Ан­го­лы (УНИТА), во вре­мя гражд. вой­ны тер­ри­то­рия О. под­вер­га­лась опус­то­ше­ни­ям.

Фото Rafaela Printes Овимбунду. Семья из г. Квито.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие (про­со, сор­го, ку­ку­ру­за, бо­бо­вые), охо­та, со­би­ра­тель­ст­во, до­бы­ча со­ли; у ря­да групп (дом­бе, нган­да, ха­нья и др.) раз­ви­то ско­то­вод­ст­во. Ре­мёс­ла – об­ра­бот­ка же­ле­за, гон­чар­ное, пле­те­ние. Су­ще­ст­во­ва­ла ре­гио­наль­ная хо­зяйств. спе­циа­ли­за­ция. Мн. О. ра­бо­та­ли на план­та­ци­ях ко­фе и си­за­ля на се­ве­ре Ан­го­лы, в шах­тах На­ми­бии. В 20 в. вы­рос­ло гор. на­се­ле­ние (го­ро­да Бен­ге­ла, Уам­бо, Кви­то и др.). Тра­диц. жи­ли­ще круг­лое, кры­ша из со­ло­мы и ли­сть­ев, усадь­ба об­не­се­на ог­ра­дой. Оде­ж­да – кус­ки тка­ни, обёр­ну­тые во­круг те­ла. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – боль­ше­се­мей­ная об­щи­на. Рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния, каж­дая же­на име­ет свой дом и ве­дёт своё хо­зяй­ст­во. Счёт род­ст­ва ам­би­ли­ней­ный: че­ло­век при­над­ле­жит од­но­вре­мен­но ло­ка­ли­зо­ван­ной ро­до­вой груп­пе от­ца (олу­се, букв. – ме­сто от­ца) и дис­перс­но­му ро­ду ма­те­ри (олуи­на, букв. – ме­сто ма­те­ри). Во гла­ве олу­се и олуи­на сто­ят ста­рей­ши­ны (уку­лу ве­па­та), долж­ность ко­то­рых на­сле­ду­ет­ся со­от­вет­ст­вен­но по муж­ской и жен­ской ли­нии. Зем­ля на­сле­ду­ет­ся в пре­де­лах олу­се по муж­ской линии, дви­жи­мое иму­ще­ст­во – в пре­де­лах олуи­на по жен­ской ли­нии. Прак­ти­ку­ют­ся кросс­ку­зен­ные бра­ки. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Про­во­дят­ся муж­ские и жен­ские ини­циа­ции. Раз­ви­ты ве­ра в кол­дов­ст­во, фоль­к­лор. Рас­про­стра­не­но ан­ти­фо­нное пение; му­з. инструменты: кси­ло­фо­ны (алим­ба, от­чимб­ве­те­те), музы­каль­ный лук, погремушка в форме ша­ра (окат­ча­ка) и др.

Лит.: Childs G. M. Umbundu kinship and cha­racter. L.; N. Y., 1949; Edwards A. The Ovim­bundu under two sovereignities: a study of social control and social change among a people of Angola. L., 1962; Estermann C. Etnografia de Angola (sudoeste e centro). Lisbon, 1983. Vol. 2.

Вернуться к началу