Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОБЛИВА́ННЫЕ ДНИ»

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Агапкина
Обливание водой у поляков. Рисунок кон. 19 в. (по З. Глогеру).

«ОБЛИВА́ННЫЕ ДНИ», об­ряд об­ли­ва­ния друг дру­га во­дой в по­не­дель­ник и втор­ник на Пас­халь­ной не­де­ле. Рас­про­стра­нён у на­ро­дов Центр., Вост. и Юго-Вост. Ев­ро­пы – в Поль­ше (Lejek, Lejos, Lany poniedziałek, Ob­le­wanka, Pole­wa­cz­ka, Mokry dyngus), Сло­ва­кии (Polieva­n pondelok), Зап. Ук­раи­не (По­ли­ва­ний понедiлок, Об­ли­ва­ний вiвторок), Венг­рии (Húsvet loskolkodás), Вое­во­ди­не и Ба­на­те (Во­де­ни по­не­дељак, Во­де­ни уто­рак), в мень­шей сте­пе­ни – в Гер­ма­нии. Бы­то­вал гл. обр. сре­ди мо­ло­дё­жи. По­ми­мо об­ще­го для всех омо­ве­ний очи­стит., апо­тро­пей­но­го и бла­го­по­же­ла­тель­но­го смыс­ла (об­ли­ва­ние слу­жи­ло обе­ре­гом, сред­ст­вом по­вы­ше­ния мо­лоч­но­сти ко­ров, вы­зы­ва­ния до­ж­дя и т. п.), об­ряд был спо­со­бом ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ла­ми в мо­ло­дёж­ной сре­де. Па­рень ста­рал­ся об­лить по­нра­вив­шую­ся ему де­вуш­ку, а в от­вет по­лу­чал от неё пас­халь­ное яй­цо, ка­лач, вы­ши­тый пла­ток и др. У сло­ва­ков пар­ни вы­став­ля­ли эти по­дар­ки у се­бя в ок­нах; у гу­цу­лов па­рень по­сле это­го дол­жен был при­гла­шать эту де­вуш­ку тан­це­вать на мо­ло­дёж­ных со­б­ра­ни­ях. Ес­ли де­вуш­ку соз­на­тель­но не об­ли­ли, это вы­ра­жа­ло осу­ж­де­ние её мо­ло­дёж­ным со­об­ще­ст­вом за раз­вяз­ное по­ве­де­ние (или, на­обо­рот, из­лиш­нюю раз­бор­чи­вость и го­нор); мес­та­ми, на­про­тив, ко­ли­че­ст­во вё­дер, вы­ли­тых на де­вуш­ку, со­от­вет­ст­во­ва­ло ко­ли­че­ст­ву её «по­ро­ков», ко­то­рые пар­ни пе­ре­чис­ля­ли в осо­бых ку­пле­тах (польск. przywoły­wki), ис­пол­няе­мых в Пас­халь­ное вос­кре­се­нье. Ино­гда пар­ни во­лок­ли де­ву­шек к ко­лод­цу «на­силь­но», вры­ва­лись к ним в дом (в т. ч. че­рез ок­но, печ­ную тру­бу и т. п.), вы­тас­ки­ва­ли спя­щи­ми из по­сте­ли и т. д. Ро­ли в об­ря­де мог­ли чере­до­вать­ся: в по­не­дель­ник муж­чи­ны об­ли­ва­ли жен­щин, во втор­ник – на­обо­рот. На се­ве­ре и за­па­де Поль­ши, в Че­хии, б. ч. Гер­ма­нии и др. вме­сто об­ли­ва­ния во­дой пар­ни и де­вуш­ки би­ли друг дру­га зе­лё­ны­ми вет­ка­ми (ср. с обы­чая­ми Пальмо­во­го вос­кре­се­нья­).

Лит.: Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды в стра­нах за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, ко­нец XIX – на­ча­ло XX в. М., 1977; Агап­ки­на Т. А. «Об­ли­ван­ный» по­не­дель­ник // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3.

Вернуться к началу