Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБЕРЕ́Г

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 466-467

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото Elisa Arteaga Подвеска-оберег в виде руки (хамса).

ОБЕРЕ́Г (апо­тро­пей), сред­ст­во за­щит­ной ма­гии – об­ря­до­вое дей­ст­вие или пред­мет, пре­до­хра­няю­щие от опас­но­сти (смер­ти, бо­лез­ни, сти­хий­но­го бед­ст­вия, не­чис­той си­лы и т. п.). Апо­тро­пе­ич. ма­гия час­то со­еди­ня­ет­ся с ле­чеб­ной (зна­хар­ст­вом). О. за­щи­ща­ют лю­дей (бо­лее дру­гих ну­ж­даю­щи­ми­ся в за­щи­те счи­та­ют­ся жен­щи­ны ре­про­дук­тив­но­го воз­рас­та, осо­бен­но бе­ре­мен­ные, и де­ти) и их иму­ще­ст­во (дом, скот, по­се­вы и т. п.). Наи­бо­лее опас­ны­ми счи­та­ют­ся пе­ре­лом­ные мо­мен­ты ка­лен­дар­но­го (гл. обр. пе­рио­ды зим­не­го и лет­не­го солн­це­стоя­ний – см. Свят­ки, Ива­нов день) и жиз­нен­но­го цик­лов (см. Ро­диль­ные об­ря­ды, Свадь­ба, По­гре­бе­ние). Функ­цию О. вы­пол­ня­ют одеж­да (осо­бен­но по­яс, на­груд­ные ук­ра­ше­ния, мас­ка), ор­на­мент и изо­бра­же­ния на оде­ж­де и те­ле (см. Кос­ме­ти­ка, Та­туи­ров­ка, Ска­ри­фи­ка­ция), за­щит­ном воо­ру­же­нии, дом, разл. ог­ра­ды (см. Жи­ли­ще), пред­ме­ты (аму­ле­ты), осо­бен­но ост­рые (напр., нож, иг­ла, клык жи­вот­но­го), твёр­дые, бле­стя­щие и шу­мя­щие (осо­бен­но ме­тал­ли­че­ские, в т. ч. зер­ка­ло), яр­кие цве­та (осо­бен­но крас­ный), силь­но­пах­ну­щие (напр., чес­нок, ла­дан, аро­ма­тич. тра­вы, мо­ча) и об­ла­даю­щие вы­ра­жен­ным вку­сом (напр., соль) ве­ще­ст­ва, во­да (см. Омо­ве­ние), огонь, шум, уст­ные и письм. тек­сты (за­го­во­ры, при­го­во­ры, мо­лит­вы, брань, за­гад­ки, пес­ни, напр. ко­лы­бель­ные, ку­паль­ские), мол­ча­ние и др. Апо­тро­пе­ич. дей­ст­вия обыч­но сим­во­ли­че­ски обо­зна­ча­ли ог­ра­ду (напр., опа­хи­ва­ние) или пре­гра­ду (в т. ч. изо­бра­же­ние кре­ста или ру­ки – см., напр., Хам­са) для опас­но­сти; за­щит­ную се­ман­ти­ку иногда име­ет ин­вер­сия обыч­но­го дей­ст­вия (напр., вы­вер­ну­тая оде­ж­да).

Лит.: Лев­ки­ев­ская Е. Е. Сла­вян­ский обе­рег: се­ман­ти­ка и куль­ту­ра. М., 2004.

Вернуться к началу