Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 651-652

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Г. В. Дзибель (социальная структура)

НА́ГА (букв. – гор­цы; или от назв. на­гов), груп­па ти­бе­то-бир­ман­ских на­ро­дов на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (го­ры На­га), ос­нов­ное на­се­ле­ние шта­та На­га­ленд. Н. под­груп­пы ао жи­вут на се­ве­ре На­га­лен­да [ао – 261,4 тыс. чел. в окр. Мо­кок­чунг (2001, пе­ре­пись); лот­ха – 170 тыс. чел. в окр. Во­кха; йим­чун­гру – 92,1 тыс. чел. и санг­там – 84,3 тыс. чел. в окр. Ту­эн­санг]. Под­груп­па ан­га­ми-по­чу­ри про­жи­ва­ет в осн. на юге На­га­лен­да (ок­ру­га Ко­хи­ма и Пхек): ан­га­ми (132,2 тыс. чел.), чок­ри (83,6 тыс. чел.), рен­гма (61,3 тыс. чел.), кхе­за (40,8 тыс. чел.), по­чу­ри (16,7 тыс. чел.); жи­вут так­же в сев.-центр. ок­ру­гах На­га­лен­да (Мо­кок­чунг, Ту­эн­санг, Зун­хе­бо­то – се­ма, 103,5 тыс. чел.) и на се­ве­ре шта­та Ма­ни­пур (мао – 81 тыс. чел.; пу­меи – 51 тыс. чел.). Н. под­груп­пы тан­гк­ху жи­вут в Ма­ни­пу­ре (тан­гк­ху – 142 тыс. чел.; кхои­бу – 25,6 тыс. чел.; ма­ринг – 22,3 тыс. чел.); под­груп­пы зе­ме – в шта­тах Ма­ни­пур, Ас­сам и На­га­ленд (ин­пуи, или ка­буи, – 94,8 тыс. чел.; зе­ли­анг – 61,5 тыс. чел.; рон­гмеи – 59 тыс. чел.; ли­ан­гмай – 34,2 тыс. чел.; мзие­ме – ок. 30 тыс. чел.; тхан­гал – 23,6 тыс. чел.) и Мег­ха­лая (ма­рам – 37,3 тыс. чел.). Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ро-за­па­де Мьян­мы (нац. обл. Си­кайн): лей­нонг – 8 тыс. чел.; макь­ян – 3 тыс. чел.; па­ра – 2 тыс. чел.; лонг пху­ри – 2 тыс. чел. Язы­ки об­ра­зу­ют груп­пу юж. на­га вет­ви ку­ки-чин-на­га ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков. К Н. от­но­сят­ся так­же на­ро­ды, язы­ки ко­то­рых об­ра­зу­ют конь­як­скую груп­пу (сев. на­га) в вет­ви сал (цзин­по-конь­як-бо­до) ти­бе­то-бирм. язы­ков, про­жи­ваю­щие на се­ве­ро-вос­то­ке На­га­лен­да (окр. Ту­эн­санг): конь­як (248,1 тыс. чел.), пхом (122,5 тыс. чел.), чанг (62,4 тыс. чел.) и кхам­ни­ун­ган (38,1 тыс. чел.) в На­га­лен­де, та­се (45 тыс. чел.; св. 55 тыс. чел. про­жи­ва­ют в Мьян­ме), ван­чо (49,1 тыс. чел.), нок­те (33 тыс. чел.) и тут­са (25 тыс. чел.) в шта­те Ару­на­чал-Пра­деш. Боль­шин­ст­во язы­ков в Ин­дии име­ют пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, ма­ринг и тхан­гал ис­поль­зу­ют бен­галь­ское пись­мо, ван­чо – де­ва­на­га­ри. Рас­про­стра­не­ны так­же крео­ли­зи­ров. ас­сам­ский, хин­ди и англ. яз. В фи­зич. ти­пе пре­об­ла­да­ют мон­го­ло­ид­ные чер­ты (юж­но­ази­ат­ская ра­са), у конь­як про­сле­жи­ва­ют­ся нег­ро­ид­ные чер­ты. В осн. хри­стиа­не, часть Н. со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Фото Rita Willaert Нага. Стена морунга у коньяк.

Со­хра­ня­ли изо­ля­цию до 19 в., конь­як – до 20 в. Объе­ди­не­ны под назв. «Н.» ан­гли­ча­на­ми. С 1830-х гг. со­про­тив­ля­лись англ. ко­ло­ни­за­ции. С 1840-х гг. сре­ди Н. рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во, с кон. 19 в. соз­да­ёт­ся пись­мен­ность на язы­ках Н. В 20 в. фор­ми­ру­ет­ся нац. дви­же­ние Н. В 1946 воз­ник Нац. со­вет Н. (НСН), с 1952 на­чав­ший воо­руж. борь­бу за не­за­ви­си­мость, жес­то­ко по­дав­ляе­мую инд. пра­ви­тель­ст­вом, ко­то­рая про­дол­жа­лась и по­сле соз­да­ния шта­та На­га­ленд (1963). В 1980 в от­вет на ком­про­мисс­ную по­ли­ти­ку НСН об­ра­зо­ва­на ра­ди­каль­ная ор­га­ни­за­ция Н. На­цио­нал-со­циа­ли­с­тич. со­вет На­га­лен­да. В 1990-е гг. в Ма­ни­пу­ре про­ис­хо­ди­ли воо­руж. столк­но­ве­ния ме­ж­ду Н. и ку­ки (см. Ку­ки-чин).

Фото Rita Willaert Воин коньяк-нага в традиционном уборе.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов гор­ных об­лас­тей Юж. Азии. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (джхум), у ан­га­ми, се­ма, ма­ни­пур­ских Н. и др. – оро­шае­мое тер­рас­ное па­шен­ное зем­ле­де­лие (рис, про­со). Раз­ви­ты лес­ные про­мыс­лы (охо­та, до­бы­ча цен­ной дре­ве­си­ны, со­би­ра­тель­ст­во) и ры­бо­лов­ст­во (ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ядов), тка­че­ст­во, пле­те­ние ци­но­вок, резь­ба по де­ре­ву. Охо­та (в т. ч. на сло­нов и тиг­ров) час­то но­сит ри­ту­аль­ный ха­рак­тер. Боль­шин­ст­во Н. жи­вут в не­боль­ших де­рев­нях (в про­шлом ук­ре­п­лён­ных) на гор­ных скло­нах. До­ма кар­кас­ные, ча­ще на­зем­ные, в Мьян­ме в осн. свай­ные. Тра­диц. оде­ж­да в осн. по­ло­са­той бе­ло-чёр­но-крас­ной рас­цвет­ки (ши­ри­на по­лос ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной груп­пе): шер­стя­ные на­кид­ки (мег­ха­ла), на­бед­рен­ные по­вяз­ки у муж­чин, не­сши­тые юб­ки у жен­щин; конь­як поч­ти не но­си­ли оде­ж­ды. Рас­про­стра­не­ны та­туи­ров­ка, но­ше­ние мас­сив­ных вту­лок в ушах, у конь­як – чер­не­ние и под­пи­ли­ва­ние зу­бов. Свое­об­ра­зен во­ин­ский це­ре­мо­ни­аль­ный убор – ук­ра­шен­ный ра­ко­ви­на­ми кау­ри и во­ло­са­ми уби­тых вра­гов на­груд­ник (у конь­як – на­груд­ник с че­ло­ве­чес­ки­ми мас­ка­ми), ве­нец из птичь­их перь­ев с па­рой ро­гов или ка­ба­ньи­ми клы­ка­ми, боль­шой ко­жа­ный щит; тра­диц. ору­жие – длин­ное ко­пьё и нож (дао). Конь­як но­си­ли длин­ные (ино­гда ни­же ко­лен) во­ло­сы. Об­щи­на управ­ля­ет­ся во­ж­дём (осо­бен­но у се­ма и конь­як), жре­цом, со­ве­том ста­рей­шин. Со­хра­ня­ют­ся муж­ские до­ма, ук­ра­шен­ные рез­ны­ми изо­бра­же­ния­ми пред­ков, че­ре­па­ми буй­во­лов; ра­нее в них хра­ни­лись че­ре­па вра­гов. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – па­три­ли­ней­ные ро­ды и ли­нид­жи, си­сте­ма воз­раст­ных клас­сов (у ао), трёх­ро­до­вой со­юз. Прак­ти­ку­ют­ся кросс­ку­зен­ные бра­ки, по­ли­ги­ния, ми­но­рат, су­ще­ст­во­ва­ла охо­та за го­ло­ва­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу (у се­ма и ан­га­ми по отно­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу, что яв­ля­ет­ся ар­ха­ич­ной ти­бе­то-бир­ман­ской чер­той). Для конь­як ха­рак­тер­ны чер­ты свя­зи с Океа­ни­ей: они не зна­ли па­шен­но­го зем­ле­де­лия, гл. куль­ту­рой у них бы­ло та­ро (его воз­де­лы­ва­ли толь­ко жен­щи­ны), мес­та­ми от­сут­ст­во­ва­ло ри­со­вод­ст­во (уни­каль­но для Сев.-Вост. Ин­дии), су­ще­ст­во­ва­ло де­ле­ние на со­сло­вия (про­сто­на­ро­дье – бен, ари­сто­кра­тию – анг и стро­го эн­до­гам­ную груп­пу во­ж­дей – «ве­ли­ких анг»), бы­ла раз­ви­та сис­те­ма да­ро­об­ме­на, ве­ду­щую роль в со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции иг­ра­ли муж­ские до­ма (мо­рунг); жи­ли­ще во­ж­дя от­ли­ча­лось боль­ши­ми раз­ме­ра­ми и слу­жи­ло ме­стом для сви­да­ний мо­ло­дё­жи. Тра­диц. ре­ли­гия – куль­ты ду­хов, у ан­га­ми – пер­во­пред­ка Ке­пе­ноп­фу, бо­ги­ни пло­до­ро­дия Ма­ве­но, бо­же­ст­ва тиг­ров Тек­ху­ро; у конь­як – бо­га не­ба и гро­ма Га­ван­га; со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция воз­ве­де­ния ме­га­ли­тов, конь­як по­чи­та­ют ка­мен­ные тро­ны во­ж­дей. По празд­ни­кам упот­реб­ля­ют мя­со со­бак, ри­со­вое пи­во. В фольк­ло­ре рас­про­стра­нён мо­тив тиг­ра-обо­рот­ня, ха­рак­тер­ны во­ин­ские пес­ни и тан­цы, пес­ни, ис­пол­няе­мые на Но­вый год, при по­гре­бе­нии и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны, флей­ты и др.

Лит.: Hutton J. H. The Angami Nagas. L., 1921; idem. The Sema Nagas. Oxf., 1968; Mills J. P. The Ao Nagas. Bombay, 1973; idem. The Reng­ma Nagas. N. Y., 1979; Kauffmann H. E., Oli­vier G. Anthropologie des naga, chasseuers des têtes de l’Assam // Bulletin et Mémoires de la Sociéte d’anthropologie de Paris. 1955. № 6; Elwin V. The Nagas in the nineteenth century. Oxf., 1969; Fürer-Heimendorf Ch. von. The Ko­nyak Nagas. N. Y.; L., 1969; Ма­ре­ти­на С. А. Ма­лые на­ро­ды Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978; Smith W. C. The Ao-Naga tribe of Assam. New Delhi, 2002; Stirn A., van Ham P. The hidden world of the Naga: living traditions in North­east India and Burma. Munich; L., 2003; Naga identities: changing local cultures in the North­east of India. Gent a. o., 2008; Kunz R., Joshi V. Naga: a forgotten mountain region re­disco­ve­red. Basel, 2008.

Вернуться к началу