Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 434-435

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель, А. Н. Седловская

МУ́НДА, 1) груп­па на­ро­дов на вос­то­ке Центр. Ин­дии. На­ро­ды М. под­груп­пы кхер­ва­ри [собст­вен­но М. (1,1 млн. чел. – 2001, пе­ре­пись) и близ­кие к ним хо (1 млн. чел.), бху­мидж (47,4 тыс. чел.), ко­да (43 тыс. чел.), кор­ва (34,6 тыс. чел.), асу­ры (23 тыс. чел.) и бир­хо­ры (20 тыс. чел.); сан­та­лы (5,9 млн. чел.) и близ­кие к ним мах­ли (500 тыс. чел.) и ту­ри (370 тыс. чел.); бид­жо­ри (200 тыс. чел.) и ага­рия (190 тыс. чел.)], кха­рия (239,6 тыс. чел.) и близ­кие к ним джу­анг (23,7 тыс. чел.) жи­вут в осн. в рай­оне пла­то Чхо­та-На­г­пур (штат Джарк­ханд, се­вер Чхат­тис­гар­ха и Орис­сы); кор­ку (541,9 тыс. чел.) – в осн. в шта­те Мад­хья-Пра­деш; т. н. ко­ра­пут­ские М. [га­да­ба (26,1 тыс. чел.; яз. гу­тоб) и близ­кие к ним бон­до (10 тыс. чел.; яз. ре­мо) и га­та (8 тыс. чел.); са­ва­ра (252,5 тыс. чел.; яз. со­ра) и близ­кие к ним джу­рай (800 тыс. чел.) и па­рен­га (12,6 тыс. чел.; яз. го­рум)] – на юге Орис­сы и се­ве­ре Ан­дх­ра-Пра­де­ша. Про­жи­ва­ют так­же в Сев.-Вост. Ин­дии (Би­хар, Зап. Бен­га­лия, Ас­сам) и на се­ве­ро-за­па­де Банг­ла­деш (об­лас­ти Ран­гпур и Радж­ша­хи). Го­во­рят на мун­да язы­ках. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, бен­галь­ский, ория, ас­сам­ский, чхат­тис­гар­хи и др. язы­ки. В осн. ин­дуи­сты, есть хри­стиа­не (в т. ч. у кха­рия – ок. 25%) и при­вер­жен­цы тра­диц. ре­ли­гий (в т. ч. у хо – ок. 70%). От­но­сят­ся к на­ро­дам ади­ва­си.

Пред­ки М., ве­ро­ят­но, миг­ри­ро­ва­ли из Сев. Ин­до­ки­тая, на­се­ля­ли б. ч. Сев. Ин­до­ста­на, где они впос­лед­ст­вии сме­ша­лись с ча­стью дра­ви­дов. С ни­ми ото­жде­ст­в­ля­ют­ся но­си­те­ли мед­ных кла­дов куль­ту­ры. Во 2-й пол. 19 в. сре­ди М. сфор­ми­ро­ва­лись ан­ти­ко­ло­ни­аль­ные дви­же­ния – вос­ста­ния Кол (1831–32), Сар­да­ри Ла­раи, «про­ро­ка» Бир­сы Мун­да 1895–1900 и др.

Мунда. Женщина бондо с ребёнком. Фото Rita Willaert

Осн. за­ня­тия – па­шен­ное (сан­та­лы, собст­вен­но М., хо), у ос­таль­ных – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, бро­дя­чие охо­та и со­би­ра­тель­ст­во (осо­бен­но у бир­хо­ров). Осн. куль­ту­ра – рис. Джу­анг до 19 в. не зна­ли гон­чар­но­го кру­га, упо­треб­ля­ли ка­мен­ные ору­дия. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция и си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва от­ли­ча­ют­ся ар­ха­из­мом. Де­лят­ся на па­три­ли­ней­ные то­те­мич. ро­ды (кхи­ли, ки­ли у собст­вен­но М., кха­рия, хо, бху­мидж, асу­ров; ку­ри у кор­ва, кул у кор­ку, ку­да у га­та, бок у джу­анг; под влия­ни­ем ин­до­ари­ев ро­ды обоз­на­ча­ют­ся так­же как готр, го­та­ра, джа­дхо), свя­зан­ные иерар­хич. от­но­ше­ния­ми и брач­ным об­ме­ном. Ро­ды де­лят­ся на ло­ка­ли­зов. ли­нид­жи глу­би­ной 5–6 по­ко­ле­ний, каж­дый из ко­то­рых за­ни­ма­ет учас­ток (то­ла, ба­сти) в по­се­ле­нии и на клад­би­ще. Рас­про­стра­не­ны муж­ские и жен­ские до­ма. У га­та, бон­до и па­рен­га ро­ды объе­ди­ня­ют­ся во фрат­рии (бон­со). У са­ва­ра ро­ды и фрат­рии от­сут­ст­ву­ют; они де­лят­ся на боль­шие па­три­ар­халь­ные се­мьи (би­рин­да). Брак па­три­ло­каль­ный, рас­про­стра­нён брач­ный вы­куп (у бед­ных се­мей его мо­жет за­ме­нять об­мен сё­стра­ми), ле­ви­рат, у джу­анг – умы­ка­ние. Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва бу­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей (ча­сто с де­ле­ни­ем сиб­лин­гов ро­ди­те­лей по от­но­сит. воз­ра­сту) и би­фур­ка­тив­но­го или ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту (у бон­до и па­рен­га так­же по от­но­сит. по­лу). Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний, в т. ч. ка­те­го­рий стар­ших сиб­лин­гов ро­ди­те­лей и де­тей млад­ших сиб­лин­гов, млад­ших сиб­лин­гов ро­ди­те­лей и де­тей стар­ших сиб­лин­гов, де­дов и ба­бок и стар­ших сиб­лин­гов. У не­ко­то­рых групп (напр., са­ва­ра) на­блю­да­ет­ся пол­ное слия­ние под­си­стем род­ст­ва и свой­ст­ва, что ука­зы­ва­ет на сим­ме­трич­ный пре­скрип­тив­ный аль­янс. В от­ли­чие от мон-кхмер­ских на­ро­дов, у М. от­сут­ству­ют асим­ме­трич­ный брач­ный об­мен, ос­но­ван­ный на бра­ке с до­че­рью бра­та ма­те­ри, или ге­не­рац. скос «кроу-ома­ха». Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты ду­хов (бон­га), оби­таю­щих в свя­щен­ных ро­щах (сар­на): дух гор Ма­ран Бу­ру, во­ды – Икир Бон­га, по­кро­ви­тель охо­ты Чан­до Бон­га и др.; вер­хов­но­го сол­неч­но­го бо­же­ст­ва де­ми­ур­га (Синг Бонг, Чан­до Бон­ги, Дхар­ма); ве­ра в злых ду­хов (бхут); культ пред­ков (ора­бон­га­ко), ко­то­рым по­свя­ще­ны до­маш­ние свя­ти­ли­ща (адинг); прак­ти­ко­ва­лись че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния (он­до­ка). Со­хра­ня­ют­ся др. ми­фо­ло­гич. мо­ти­вы, в т. ч. сев.-во­сточ­но­ази­ат­ский и сев.-амер. мо­тив ны­ряль­щи­ка за зем­лёй. Ха­рак­тер­ны ме­га­ли­тич. над­гро­бия. В от­ли­чие от мон-кхме­ров, му­зы­ка М. ис­клю­чи­тель­но мо­но­фо­ни­чес­кая. Муз. ин­стру­мен­та­ми (ду­хо­вы­ми – ру­ту, мур­ли, бхеннр, шех­най, сак­хоа; струн­ны­ми – кенд­ра, ба­нам, туи­ла; удар­ны­ми – ду­манг, джи­хандж, дхан­ти, гху­гху­ра и др.) поль­зу­ют­ся толь­ко муж­чи­ны.

2) На­род груп­пы М. на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии. Со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния окр. Ран­чи (гл. обр. на во­сто­ке) в шта­те Джарк­ханд, про­жи­ва­ют так­же в Орис­се, Ас­са­ме и Зап. Бен­га­лии и на се­ве­ро-за­па­де Банг­ла­деш (обл. Ран­гпур и се­вер обл. Радж­ша­хи). Чис­лен­ность в Ин­дии 1,1 млн. чел. (2001, пе­ре­пись), в Банг­ла­деш – 140 тыс. чел. Язык – мун­да­ри. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, ас­сам­ский, бен­галь­ский, ория и др. язы­ки. В осн. ин­дуи­сты, до 30% со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ок. 15% – хри­стиа­не.

Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (в осн. рис); упот­реб­ля­ют в пи­щу пло­ды и цве­ты махуа (сем. са­по­то­вых). Осн. на­пи­ток – ри­со­вое пи­во (хан­диа, ил­ли). Тра­диц. по­се­ле­ние управ­ля­ет­ся ста­рос­той (мун­да) и со­ве­том (пан­ча­ят), име­ет клад­би­ще (са­сан), свя­щен­ную ро­щу (са­риа), пло­щад­ку для со­б­ра­ний и тан­цев; в ка­ж­дом се­ле­нии име­ет­ся жрец (па­хан). Де­рев­ни, ос­но­ван­ные род­ст­вен­ны­ми ли­нид­жа­ми, объ­е­ди­ня­ют­ся в сою­зы (пар­ха), управ­ляе­мые во­ж­дём (ман­ки), его по­мощ­ни­ка­ми (де­ван и по­нре) и по­сыль­ным (кат­вар). Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное из бам­бу­ка и гли­ны, час­то под од­ной кры­шей с хле­вом. Тра­диц. оде­ж­да у муж­чин – на­бед­рен­ная по­вяз­ка, у жен­щин – ку­сок тка­ни, обёр­ну­тый во­круг бё­дер, с кон­цом, за­ки­ну­тым че­рез пле­чо (ла­хан­га). Умер­ших сжи­га­ют, ос­тат­ки кре­ма­ции хо­ро­нят под ка­мен­ны­ми пли­та­ми (са­санг-ди­ри).

Лит.: Hoffmann J. Encyclopaedia Mundarica. Bihar, 1950. Vol. 1–13; [Вол­чок Б. Я.]. На­ро­ды Цен­траль­но­го ин­дий­ско­го на­го­рья // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Roy S. C. Mun­das and their country. N. Y., 1970; The Mun­da World. Hoffmann commemoration volume / Ed. P. Ponette. Ranchi, 1978; Сед­лов­ская А. Н. Ади­ва­си Цен­траль­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978; Parkin R. The Munda of central India: an account of their so­cial organization. Delhi; N. Y., 1992; Topa­no S. Musical culture of the Munda tribe. New Delhi, 2004.

Вернуться к началу