Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ЗО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 236

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Г. В. Дзибель (родственные структуры)

МИ́ЗО (лу­шеи, лу­шай; са­мо­на­зва­ния – mi­zo, zomi, букв. – гор­ные лю­ди), на­род груп­пы цент­раль­ных ку­ки-чин (ку­ки) на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии, осн. на­се­ле­ние шта­та Ми­зо­рам. В ши­ро­ком смыс­ле М. – все ку­ки шта­та Ми­зо­рам. Жи­вут так­же в шта­тах Ас­сам, Три­пу­ра, Ма­ни­пур, На­га­ленд, на вос­то­ке Банг­ла­деш (об­лас­ти Сил­хет и Чит­та­гонг) и се­ве­ро-за­па­де Мьян­мы (в осн. в нац. об­лас­ти Чин). Чис­лен­ность в Ин­дии ок. 674,8 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись), Мьян­ме ок. 20 тыс. чел., Банг­ла­деш ок. 10 тыс. чел. (2010, оцен­ка). В Ин­дии от­но­сят­ся к ади­ва­си. Де­лят­ся на под­груп­пы: лу­шеи, панг, тлау, ху­алн­го, пай­те, лак­хе­ры и др. Яз. ми­зо (лу­шеи) центр. под­груп­пы ку­ки-чин­ской груп­пы вет­ви ку­ки-чин-на­га тибе­то-бир­ман­ских язы­ков­, офиц. язык шта­та Ми­зо­рам; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. В осн. про­тес­тан­ты (пре­сви­те­риа­не, бап­ти­сты и др.).

Пред­ки М. со­став­ля­ли наи­бо­лее позд­нюю ми­гра­цию ку­ки-чин из Мьян­мы в Ин­дию. Управ­ля­лись во­ж­дя­ми (ин­сти­тут уп­разд­нён в 1954), со­вер­ша­ли на­бе­ги на со­сед­ние области. С сер. 19 в. их тер­ри­то­рию за­воё­вы­ва­ют анг­ли­ча­не и в 1890-е гг. при­сое­ди­ня­ют к Ас­са­му (р-н Лу­шай-Хилс в го­рах Лу­шаи) с со­хра­не­ни­ем ав­то­но­мии в управ­ле­нии. Сре­ди М. ста­ли рас­про­стра­нять­ся хри­сти­ан­ст­во и гра­мот­ность (в Ми­зо­ра­ме – один из са­мых вы­со­ких в Ин­дии уро­вень гра­мот­но­сти). В 1946–74 су­ще­ст­во­ва­ла пар­тия Об­ще­на­род­ный со­юз ми­зо (за­тем Со­юз ми­зо), вы­сту­пав­шая за при­сое­ди­не­ние Лу­шай-Хилс к Ин­дии. Их про­тив­ни­ки из Объ­е­ди­нён­ной ор­га­ни­за­ции сво­бо­ды ми­зо (1946–51) при­зы­ва­ли за при­сое­ди­не­ние к Бир­ме. В 1961 воз­ник Нац. фронт ми­зо (MNF), до 1986 вед­ший воо­руж. борь­бу за от­де­ле­ние Ми­зо­ра­ма от Ин­дии. В 1952 Лу­шай-Хилс пре­об­ра­зо­ван в ав­то­ном­ный рай­он, в 1972 об­ра­зо­ва­на со­юз­ная тер­ри­то­рия, в 1987 – штат Ми­зо­рам.

Мизо. Праздник урожая.

Тра­диц. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое руч­ное зем­ле­де­лие (джум); гл. куль­ту­ра – су­хо­доль­ный рис. Раз­ви­то узор­ное тка­че­ст­во. Тра­диц. оде­ж­да – накидка и не­сши­тая юб­ка (пу­ан­дум) с бе­лы­ми и крас­ны­ми по­ло­са­ми, по празд­ни­кам – слож­ные го­лов­ные убо­ры. В де­рев­нях строи­ли муж­ской дом (мо­рунг). В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции па­три­ли­ней­ные ро­ды, свя­зан­ные си­сте­мой брач­но­го об­ме­на. Пред­по­чти­тель­ны крос­ску­зен­ные бра­ки (в осн. с до­че­рью бра­та ма­те­ри, ре­же с до­че­рью се­ст­ры от­ца). Брач­ное по­се­ле­ние па­три­ло­каль­ное. Рас­про­стра­нён авун­ку­лат (пу-ту). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту, но со­хра­ня­ют­ся сле­ды древ­не­го ти­бе­то-бирм. де­ле­ния сиб­лин­гов по от­но­сит. по­лу. Рас­пространены ми­но­рат, вы­куп за не­вес­ту или вре­мен­ная мат­рило­каль­ность бра­ка, вы­пла­та при­да­но­го (тху­ам), умы­ка­ние (тлан­дун). До 1954 су­щест­во­ва­ли на­следств. вож­ди. Прак­ти­ко­ва­ли охо­ту за го­ло­ва­ми, жерт­во­при­но­ше­ния, вто­рич­ные по­гре­бе­ния (че­реп умер­ше­го хра­ни­ли в до­ме). Со­хра­ня­ют­ся эт­но­ге­не­тич. ми­фы и пре­да­ния, сказ­ки о жи­вот­ных и др. По празд­ни­кам (кут) пьют ри­со­вое пи­во. Осн. тан­цы – че­рав (ритм от­би­ва­ет­ся бам­бу­ко­вы­ми пал­ка­ми), кху­ал­лам (ис­пол­нял­ся на об­щин­ном празд­ни­ке кху­анг­ча­ви), танец с шалями под звуки гонга и др.

Лит.: Shakespear J. The Lushei Kuki clans. L., 1912. Aizwal, 1988; McCall A. G. Lu­shai chrys­alis. L., 1949. Calcutta, 1977; Parry N. E. Lushai customs and ceremonies. Delhi, 1983; Mohanty P. H. Encyclopaedia of scheduled tribes in India. Delhi, 2006. Vol. 5.

Вернуться к началу