Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕКСИКАНОАМЕРИКА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 654-655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель
Мексиканоамериканская демонстрация в Сан-Хосе (штат Калифорния).

МЕКСИКАНОАМЕРИКА́НЦЫ (Mexican Ame­ricans; чи­ка­но, мек­си­кан­цы США), круп­ней­шая груп­па ис­па­ноа­ме­ри­кан­цев. Чис­лен­ность 31,7 млн. чел. (2009, оцен­ка Бю­ро пе­ре­пи­си, силь­но за­ни­же­на), или 12,5% нас. США; по­сле Мек­си­ки США – 2-я стра­на по чис­лу мек­си­кан­цев. M. – наи­бо­лее бы­ст­ро­ра­сту­щая испа­ноя­зыч­ная эт­нич. груп­па в США (63,9% всех ис­па­ноя­зыч­ных аме­ри­кан­цев). По дан­ным пе­ре­пи­си 2000, 47,3% М. оп­ре­де­ля­ют се­бя как «бе­лые», 45,5% – как «ме­ти­сы», т. е. по­том­ки бра­ков ме­ж­ду ев­ро­пей­ца­ми и ко­рен­ным на­се­ле­ни­ем Мек­си­ки. Боль­шин­ст­во М. жи­вут на юге и юго-за­па­де, хо­тя в 2000-х гг. уси­лил­ся при­ток М. на се­ве­ро-вос­ток и Сред­ний За­пад США. Наи­боль­шая кон­цен­тра­ция М. за­фик­си­ро­ва­на в граф­ст­ве Эль-Па­со в Те­ха­се, где они со­став­ля­ют 80% нас., и в г. Лос-Анд­же­лес, где до 50% нас. при­чис­ля­ют се­бя к М. Св. 9 млн. М. про­жи­ва­ют в ис­па­но­языч­ных гор. квар­та­лах (бар­рио, ко­ло­ниа). Го­во­рят на исп. яз., в т. ч. на диа­лек­тах чи­ка­но (вдоль гра­ни­цы) и но­во­мек­си­кан­ском (штаты Нью-Мек­си­ко и Ко­ло­ра­до). В мес­тах плот­но­го рас­се­ле­ния М. сфор­ми­ро­ва­лись чи­кан­ские диа­лек­ты англ. яз. (напр., те­ха­но в Юж. Те­ха­се). Бы­ту­ют сме­шан­ный анг­ло-исп. яз. – спэнг­лиш и его ре­гио­наль­ные ва­риа­ции – тех­мекс, ка­ло и др. Ок. 80% М. – ка­то­ли­ки (27% ха­риз­ма­тич. тол­ка), ок. 20% – про­тес­тан­ты (в осн. на се­ве­ро-вос­то­ке США), в т. ч. 14% – еван­ге­ли­сты и пя­ти­де­сят­ни­ки.

Вы­ход­цы из Но­вой Ис­па­нии впер­вые поя­ви­лись на тер­ри­то­рии бу­ду­щих Со­еди­нён­ных Шта­тов в 16 в. Ме­ж­ду 1720 и 1770 исп. ко­ло­ни­за­ция за­хле­ст­ну­ла Те­хас и юж. по­бе­ре­жье Ка­ли­фор­нии: по ини­циа­ти­ве офи­це­ра Г. де Пор­то­ла (1723–84) и фран­ци­скан­ско­го мис­сио­не­ра Ху­ни­пе­ро Сер­ра (1713–84) поя­ви­лось мно­же­ст­во фор­тов и ка­то­лич. мис­сий вдоль до­ро­ги Эль Ка­ми­но Ре­аль. K 1830 в Те­ха­се про­жи­ва­ло 30 тыс. вы­ход­цев из Мек­си­ки (те­ха­но). В ре­зуль­та­те Те­хас­ской вой­ны (1835–36) те­ха­но и по­се­лен­цы из США (те­хас­цы) со­вме­ст­ны­ми си­ла­ми до­би­лись не­за­ви­си­мо­сти от Мек­си­ки и про­воз­гла­си­ли рес­пуб­ли­ку Те­хас. По­сле аме­ри­ка­но-мек­си­кан­ской вой­ны 1846–48 к США при­сое­ди­не­ны об­шир­ные на­се­лён­ные мек­си­кан­ца­ми тер­ри­то­рии. Мек­си­кан­ская ре­во­лю­ция 1910–17 при­ве­ла к ми­гра­ции в США св. 1,5 млн. мек­си­кан­цев (бо­лее 10% нас. Мек­си­ки), из них 70% осе­ли в Те­ха­се. Во вре­мя Ве­ли­кой де­прес­сии св. 500 тыс. мек­си­кан­цев, в т. ч. амер. гра­ж­дан, бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны в Мек­си­ку. С 1940-х гг. раз­вер­ну­лась ор­га­ни­зо­ван­ная борь­ба M. за свои пра­ва, в 1960-е гг. по­лу­чив­шая назв. чи­кан­ско­го дви­же­ния («El Movimiento») и слив­шая­ся с об­ще­аме­ри­кан­ской борь­бой ле­вых сил за гра­ж­дан­ские пра­ва жен­щин и мень­шинств (Civil Rights Movement). Яд­ро чи­кан­ско­го дви­же­ния со­став­ля­ли сту­денч. ор­га­ни­за­ции (Чи­кан­ское сту­денч. дви­же­ние Ас­т­лан, На­род Ас­т­ла­на, Объ­е­ди­нён­ное мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ское сту­ден­че­ст­во, Мек­сика­ноамер. мо­ло­дёж­ная орг-ция и др.) и осо­бен­но ра­ди­каль­ная орг-ция «Ко­рич­не­вые бе­ре­ты». Мн. чи­кан­ские груп­пы в борь­бе про­тив амер. по­ли­тич. ин­сти­ту­тов взя­ли на воо­ру­же­ние миф об Ас­т­ла­не – цен­тре древ­ней ац­тек­ской ци­ви­ли­за­ции.

В ре­зуль­та­те эко­но­мич. кри­зи­са в Мек­си­ке нач. 1990-х гг., а так­же всту­п­ле­ния в дей­ст­вие в 1994 Сев.-амер. со­глаше­ния о сво­бод­ной тор­гов­ле (НАФТА) ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой, при­вед­ше­го к ос­лаб­ле­нию мек­си­кан­ско­го с. х-ва и со­кра­ще­нию на 30% фер­мер­ских ра­бо­чих мест, рез­ко воз­рос­ла не­за­кон­ная им­ми­гра­ция М. (пеш­ком че­рез ари­зон­скую пус­ты­ню, вплавь че­рез р. Рио-Гран­де), со­про­во­ж­даю­щая­ся мас­со­вой гибелью людей. Пе­ре­беж­чи­ки поль­зу­ют­ся ус­лу­га­ми по­сред­ни­ков (т. н. кой­о­тов), ор­га­ни­зую­щих кон­тра­банд­ную пе­ре­воз­ку лю­дей из Мек­си­ки в США. День­ги, пе­ре­сы­лае­мые мекс. се­зон­ны­ми ра­бо­чи­ми и им­ми­гран­та­ми сво­им семь­ям (ре­ми­сас), со­став­ля­ют са­мый круп­ный ис­точ­ник иностр. ка­пи­та­ла в Мек­си­ке. До не­дав­не­го вре­ме­ни круп­ные амер. ком­па­нии охот­но на­ни­ма­ли не­ле­галь­ных мекс. им­ми­гран­тов, но в 2005–06 под на­жи­мом пра­ви­тель­ст­ва бы­ли вы­ну­ж­де­ны пре­кра­тить эту прак­ти­ку. Сре­ди ря­до­вых аме­ри­кан­цев от­но­ше­ние к не­ле­галь­ным мекс. им­ми­гран­там двой­ст­вен­ное: низ­шие и сред­ние слои амер. об­ще­ст­ва (осо­бен­но аф­роа­ме­ри­кан­цы) обес­по­кое­ны кон­ку­рен­ци­ей за ра­бо­чие мес­та, рас­про­стра­не­ни­ем исп. яз., рос­том бан­ди­тиз­ма и по­вы­ше­ни­ем трат на со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние, в то же вре­мя вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мые слои населения охот­но поль­зу­ют­ся их де­шё­вы­ми ус­лу­га­ми (напр., до­маш­няя убор­ка, ре­монт, мой­ка ма­шин; осо­бен­но раз­ви­то в Ка­ли­фор­нии).

Фото Jessica Kramer Изображение Девы Марии Гваделупской в Чикано-парке (Сан-Диего).

М. вне­сли важ­ный вклад в амер. лит-ру (см. Мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­цев ли­те­ра­ту­ра), те­атр (с 1860-х гг. по­ста­нов­ки исп. ме­ло­драм и сар­су­эл ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью жиз­ни мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ских рай­онов в круп­ных го­ро­дах; час­то они слу­жи­ли по­ли­тич. мо­би­ли­за­ции и эко­но­мич. взаи­мо­по­мо­щи; в по­сле­во­ен­ные го­ды но­вые мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ские те­ат­ры от­кры­лись в Чи­ка­го и Нью-Йор­ке), ки­но, му­зы­ку (напр., К. Сан­та­на), поп-куль­ту­ру, спорт (напр., олим­пий­ский чем­пи­он 1992 бок­сёр О. де ла Хойя). Ре­гио­наль­ные мекс. муз. жан­ры (те­ха­но, ран­че­ро, нор­те­ньо и пр.), пе­сен­ные сти­ли (кор­ри­до) и ти­пы ан­самб­лей (марь­я­чи) вли­ва­ют­ся в об­ще­аме­ри­кан­скую муз. куль­ту­ру. Об­ще­аме­ри­кан­ские цен­тры под­держ­ки мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ско­го иск-ва – «Ко­ро­лев­ские ВВС чи­ка­но» («Royal Chicano Air Force») в Са­кра­мен­то, «Га­ле­рея ра­сы» («Galerí a de la Raza») в Сан-Фран­ци­ско, «Са­мо­дель­ная гра­фи­ка» («Self Help Graphics & Art») в Лос-Анд­же­ле­се, «Куль­тур­ный центр ра­сы» («Centro Cultural de la Raza») в Сан-Дие­го и др. Блю­да мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ской кух­ни (ле­пёш­ки-тор­ти­льи с разл. на­чин­ка­ми: та­ко, на­чо, гор­ди­то, ча­лу­па, ке­са­ди­лья, бу­ри­то) рас­про­стра­ня­ют­ся об­ще­аме­ри­кан­ской се­тью бы­ст­ро­го пи­та­ния «Taco Bell». Со­хра­ня­ют­ся мекс. се­мей­ные обы­чаи: брак по сго­во­ру, об­ря­ды по дос­ти­же­нии де­воч­кой зре­ло­сти (кин­сень­е­ра), ку­мов­ст­во-ком­пад­рас­го; тра­ди­ция со­ору­же­ния стар­шей в до­ме жен­щи­ной до­маш­не­го ал­та­ря (ал­тар­си­то) со ста­ту­ей Де­вы Ма­рии Гва­де­луп­ской – центр. сим­во­ла чи­кан­ско­го изо­бра­зит. ис­к-ва. 18% М. ве­рит в зна­хар­ст­во (curanderismo) и кол­дов­ст­во (brujería). Ре­ли­ги­оз­ность бы­ла важ­ной со­став­ляю­щей чи­кан­ско­го дви­же­ния. По уров­ню об­ра­зо­ва­ния М. (уро­жен­цы как Мек­си­ки, так и США) от­ста­ют от др. ис­па­но­аме­ри­кан­цев, аф­роа­ме­ри­кан­цев и бе­лых аме­ри­кан­цев. Во мно­гих круп­ных го­ро­дах (Лос-Анд­же­лес, Си­этл, Порт­ленд, Чи­ка­го) про­ис­хо­дит ост­рая кон­ку­рен­ция ме­ж­ду мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ски­ми и аф­ро­аме­ри­кан­ски­ми кри­ми­наль­ны­ми бан­да­ми. От­ли­чит. зна­ка­ми мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­ских банд слу­жат оже­ре­лье из зе­лёно-крас­но-бе­лых бус (цвет мекс. фла­га) и оде­ж­да мар­ки «Dickies». Все бан­ды поль­зу­ют­ся спец. граф­фи­ти, слен­гом, язы­ком жес­тов и та­туи­ров­ка­ми.

Лит.: Madsen W. Mexican-Americans of South Texas. N. Y., 1964; Rubel A. J. Across the tracks: Mexican-Americans in a Texas City. Austin, 1966; Weber D. J. Foreigners in their native land: historical roots of the Mexican Americans. Albuquerque, 1973; Williams N. The Mexican American family: tradition and change. N. Y., 1990; Sánchez G. J. Becoming Mexican American: ethnicity, culture, and identity in Chicano Los Angeles, 1900–1945. N. Y.; Oxf., 1993; Кон­да­ков А. М. Мек­си­ка­ноа­ме­ри­кан­цы // Ла­тин­ская Аме­ри­ка. 1995. № 3; Rosales F. A. Chicano!: the history of the Mexican American civil rights movement. Hous­ton, 1996; Suárez-Orozco M. M. Crossings: Mexican immigration in interdisciplinary perspectives. Camb. (Mass.), 1998; The contested homeland: a Chicano history of New Mexico. Albuquerque, 2000; Ramírez E. C. Chicanas / Latinas in American theatre: a history of performance. Bloomington, 2000; Stacy L. Me­xico and the United States. N. Y., 2002; Ла­ти­но­аме­ри­кан­ские ди­ас­по­ры в США. М., 2003; Hanson V. D. Mexifornia: a state of Beco­ming. S. F., 2003; Espinosa G., García M. T. Mexican American religions: spirituality, activism, and culture. Durham, 2008.

Вернуться к началу