Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТО́РИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

МАТО́РИН Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич [5(17).8.1898, дер. Пер­ви­ти­но, ныне Лихо­славль­ско­го р-на Тверской обл. – 11.10.1936, Ле­нин­град], рос. эт­но­граф. По­сле окон­ча­ния Цар­ско­сель­ской клас­сич. гим­на­зии (1916) М. по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­тет Пет­рогр. университета, за­ни­мал­ся егип­то­ло­ги­ей у Б. А. Ту­рае­ва. В 1917 при­зван на во­ен. служ­бу. Чл. РКП(б) с 1919. В 1920–22 на сов. и пар­тий­ной ра­бо­те в Гдо­ве, с 1922 – в Пет­ро­гра­де; был лич­ным сек­ре­та­рём Г. Е. Зи­новь­е­ва. Пре­по­да­вал об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. дис­ци­п­ли­ны в разл. ву­зах Ле­нин­гра­да. В 1923–26 в Ле­нингр. НИИ мар­ксиз­ма. По­сле раз­гро­ма «объ­е­ди­нён­ной оп­по­зи­ции» в 1926 на­прав­лен для ра­бо­ты в ор­га­нах нар. об­ра­зо­ва­ния в Псков­скую обл. (где на­пи­сал не­из­дан­ную «Ис­то­рию Се­беж­ско­го края»), с 1927 вёл ан­ти­ре­ли­ги­оз­ную ра­бо­ту при Та­тар­ском об­ко­ме ВКП(б) в Ка­за­ни. Со­би­рал по­ле­вые эт­но­гра­фич. ма­те­риа­лы, изу­чал язы­че­ские пе­ре­жит­ки в ис­ла­ме на­ро­дов По­вол­жья. В 1927 ис­клю­чён из ВКП(б) за уча­стие в оп­по­зи­ции, в 1928 вос­ста­нов­лен. С 1928 пре­по­да­вал на сев. ф-те, эт­но­гра­фич. от­де­ле­нии гео­гра­фич. ф-та, ис­то­рич. от­де­ле­нии ф-та язы­ка и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ты ЛГУ; в 1929 зав. ан­ти­ре­ли­ги­оз­но­го от­де­ле­ния ф-та. Сре­ди уче­ни­ков М. – А. И. Кли­ба­нов, Н. А. Кис­ля­ков, Л. П. По­та­пов. В 1929–31 воз­глав­лял груп­пу по изу­че­нию куль­тов в Гос. ака­де­мии ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, ра­бо­тал над ре­ли­ги­оз­но-бы­то­вой кар­той Ев­роп. час­ти СССР. С 1931 проф. Ле­нингр. ин-та лин­гвис­ти­ки и ис­то­рии. За­ни­мал­ся во­про­са­ми изу­че­ния совр. де­рев­ни, ис­то­ри­ей ре­лиг. ве­ро­ва­ний, син­кре­тиз­ма и сек­тант­ст­ва, фольк­ло­ра. Был при­вер­жен­цем ста­ди­аль­но­го уче­ния Н. Я. Мар­ра. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в дис­кус­сии о пред­ме­те и ме­то­дах эт­но­гра­фии как нау­ки. С 1930 зам. пред­се­да­те­ля и зав. Ев­роп. от­де­ла Ко­мис­сии по изу­че­нию пле­мен­но­го со­ста­ва на­ро­дов Рос­сии (за­тем – Ин-та по изу­че­нию на­ро­дов СССР), ди­рек­тор Му­зея ан­тро­поло­гии и эт­но­гра­фии, ди­рек­тор Ин-та ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии АН СССР (1933), ини­циа­тор из­да­ния «Тру­дов» ин-та (1934). В 1931–33 от­ветств. ре­дак­то­р ж. «Со­вет­ская эт­но­гра­фия», с 1933 чл. Му­зей­ной ко­мис­сии АН СССР. В 1930–32 при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в соз­да­нии Му­зея ис­то­рии ре­ли­гии АН СССР. Председатель От­де­ле­ния эт­но­гра­фии Гос. гео­гра­фич. об-ва, пред­се­да­тель Ле­нингр. областного от­де­ле­ния Сою­за во­ин­ст­вую­щих без­бож­ни­ков СССР (1932–34).

В 1935 аре­сто­ван и осу­ж­дён Осо­бым со­ве­ща­нием НКВД СССР на 5 лет ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот «за контр­ре­во­лю­ци­он­ную дея­тель­ность», от­бы­вал срок в ла­ге­ре под Таш­кен­том. В за­клю­че­нии на­пи­сал ста­тьи «Фольк­лор как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник», «В Брян­ских ле­сах (эт­но­гра­фи­че­ские ма­те­риа­лы из се­ла Чер­ни­но быв. Ор­лов­ской гу­бер­нии)», со­ста­вил про­грам­му для сбо­ра ма­те­риа­лов по бы­то­во­му ис­ла­му, ра­бо­тал над дис­сер­та­ци­ей о ре­лиг. син­кре­тиз­ме и др. В 1936 де­ло М. пе­ре­смот­ре­но, он об­ви­нён в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной троц­ки­ст­ско-зи­новь­ев­ской тер­ро­ри­стич. ор­га­ни­за­ции» и по при­го­во­ру вы­езд­ной сес­сии Во­ен­ной кол­ле­гии Вер­хов­но­го су­да СССР рас­стре­лян. В 1958 при­го­вор в от­но­ше­нии М. от­ме­нён за от­сут­ст­ви­ем со­ста­ва пре­сту­п­ле­ния.

Соч.: Ре­ли­гия у на­ро­дов Волж­ско-Кам­ско­го края пре­ж­де и те­перь. Язы­че­ст­во. Ис­лам. Пра­во­сла­вие. Сек­тант­ст­во. М., 1929; Ре­ли­гия и борь­ба с нею в Се­вер­ном крае. Л., 1930; Про­грам­ма для изу­че­ния бы­то­во­го пра­во­сла­вия. Л., 1930 (совм. с А. Нев­ским); Жен­ское бо­же­ст­во в пра­во­слав­ном куль­те. Пят­ни­ца-Бо­го­ро­ди­ца. Очерк по срав­ни­тель­ной ми­фо­ло­гии. М., 1931; Пра­во­слав­ный культ и про­из­вод­ст­во. М.; Л., 1931; Пер­во­быт­ное об­ще­ст­во. Л., 1932 (ред.).

Лит.: Ре­ше­тов А. М. Н. М. Ма­то­рин: (Опыт порт­ре­та уче­но­го в кон­тек­сте вре­ме­ни) // Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 1994. № 3; он же. Тра­ге­дия лич­но­сти: Н. М. Ма­то­рин // Ре­прес­си­ро­ван­ные эт­но­гра­фы. М., 2003. Вып. 2.

Вернуться к началу