Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТА́КО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 328-329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский

МАТА́КО (от ке­чу­анского ма­та­ко – один из ви­дов бро­не­нос­цев или исп. monta­races – че­ло­век бу­ша, ны­не счи­та­ет­ся уни­зи­тель­ным; чу­ру­ма­тас, ко­ро­на­дос, ма­та­гу­ай­ос, уэнай­эк; древ­нее са­мо­на­зва­ние – ол­ха­мелх – мы; со­вре­мен­ное – wichí, в Ар­ген­ти­не – уи­чи, в Бо­ли­вии – уикъи – лю­ди), ин­дей­ский на­род на се­ве­ре Ар­ген­ти­ны. Жи­вут в осн. в ме­ж­ду­ре­чье Пиль­ко­майо и Рио-Бер­ме­хо. Вы­де­ля­ют­ся груп­пы гуис­най (се­ве­ро-вос­точ­ные; се­ве­ро-за­пад пров. Фор­мо­са и се­ве­ро-вос­ток пров. Саль­та), нок­тен, или ок­те­наи (се­веро-за­пад­ные; се­вер пров. Саль­та), и ве­хос, или вех­вус (юго-за­пад­ные; се­ве­ро-вос­ток пров. Саль­та, за­пад пров. Фор­мо­са и се­вер пров. Ча­ко). Чис­лен­ность ок. 40 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Св. 2 тыс. нок­тен жи­вут в пред­горь­ях Анд на юго-вос­то­ке Бо­ли­вии (деп-т Та­ри­ха). Го­во­рят на яз. ма­тако се­мьи ма­так­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. Ок. 80% – хри­стиа­не (анг­ли­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки) и по­сле­до­ва­те­ли тра­диц. и син­кре­тич. куль­тов.

До при­хо­да ис­пан­цев тор­го­ва­ли с ке­чуа (вы­ме­ни­ва­ли шку­ры и пе­рья на ме­тал­лич. ору­дия). Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 1628, к кон. 1930-х гг. в осн. ут­ра­ти­ли свои тер­ри­то­рии. Хри­стиа­ни­за­ция на­ча­лась в нач. 20 в. Юж­но-Амер. мис­си­ей Анг­ли­кан­ской церк­ви. С 1940-х гг. на­чи­на­ет­ся про­ник­но­ве­ние пя­ти­де­сят­ни­ков из США. В 1980-е гг. под влия­ни­ем то­ба скла­ды­ва­ют­ся син­кре­тич. куль­ты. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Гран-Ча­ко. Ос­но­ва тра­диц. хо­зяй­ст­ва – со­би­ра­тель­ст­во (важ­ней­шее за­ня­тие – сбор мё­да, струч­ков аль­гор­ро­бы), ры­бо­лов­ст­во (при по­мо­щи се­тей), охо­та (в т. ч. кол­лек­тив­ная), при­ми­тив­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Ны­не за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем. Со­хра­ня­ют тра­диц. ре­мёс­ла, в т. ч. на про­да­жу: гон­чар­ное (жен­щи­ны), пле­те­ние из во­ло­кон ка­ра­гуа­ты (се­м. бро­ме­лие­вых), резь­ба по де­ре­ву (фи­гур­ки птиц и др.), из­го­тов­ле­ние ук­ра­ше­ний из ко­ры, ко­жи, кос­тей и зу­бов жи­вот­ных, изо­гну­тых де­ре­вян­ных и гли­ня­ных тру­бок. Тра­диц. оде­ж­да – ко­жа­ные на­бед­рен­ная по­вяз­ка и плащ, позд­нее за­им­ст­во­ва­ли у кре­о­лов шер­стя­ное одея­ло. Бы­ла рас­про­стра­не­на рас­крас­ка ли­ца. Де­ли­лись на эк­зо­гам­ные ло­каль­ные груп­пы (уи­чи, уи­къи), взрос­лые чле­ны ко­то­рых (муж­чи­ны и жен­щи­ны) вхо­ди­ли в со­вет. Важ­ную роль иг­ра­ли ста­ри­ки, об­ла­дав­шие иск-вом крас­но­ре­чия. Боль­шая се­мья (но­вет-хле­лей) за­ни­ма­ет неск. круг­лых хи­жин из тра­вы и вет­вей. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный с эле­мен­та­ми па­рал­лель­но­го на­сле­до­ва­ния (от от­ца к сы­ну и от ма­те­ри к до­чери). Тра­диц. брак ук­со­ри­ло­каль­ный. Кросс­ку­зен­ный брак за­пре­щён. Сис­те­ма род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го и ли­ней­но­го – в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту. Су­ще­ст­во­вал обы­чай кров­ной мес­ти. Тра­диц. ри­туа­лы – ини­циа­ции де­во­чек, сва­деб­ные це­ре­мо­нии, по­хо­ро­ны, тор­же­ст­ва по слу­чаю со­зре­ва­ния пло­дов аль­гор­ро­бы – в осн. ис­чез­ли. По­сле смер­ти че­ло­ве­ка унич­то­жа­ли всё его иму­ще­ст­во, хи­жи­на сжи­га­лась и груп­па по­ки­да­ла ме­сто, его имя час­то ста­но­ви­лось та­бу и ис­клю­ча­лось из сис­те­мы род­ст­ва. Умер­ше­го хо­ро­ни­ли с кув­ши­ном во­ды. Со­хра­ня­ют­ся ша­ма­низм (с ис­поль­зо­ва­ни­ем гал­лю­ци­но­ге­на из се­мян Piptadenia macrocarpa), ми­фо­ло­гия: мо­ти­вы, свя­зан­ные с солн­цем-кан­ни­ба­лом (Ий­ва­ла), ра­ду­гой-ги­гант­ской зме­ёй (Ла­во), злым ду­хом Аха­а­тай, трик­сте­ром и де­ми­ур­гом То­ку­ах, ми­ро­вым по­то­пом и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­бан (пем), тре­щот­ка (то­ла­нек), бу­бен­цы (чи­лих­тах), сви­сток (ах­вен­че ли­ле), му­зы­каль­ный лук (иле­та­тах чос во­лей).

С нач. 1970-х гг. сев. М. ор­га­ни­зо­ваны в ры­бо­ло­вец­кие ар­те­ли, ра­бо­та­ют на ле­со­за­го­тов­ках и на­ём­ны­ми с.-х. ра­бо­чи­ми. Не­ко­то­рые об­щи­ны М. за­ко­но­да­тель­но по­лу­чи­ли пра­во на вла­де­ние свои­ми зем­ля­ми.

Лит.: Métraux A. Ethnography of the Cha­co // Handbook of South American Indians. Wash., 1946. Vol. 1; Folk literature of the Mataco Indians / Ed. by J. Wilbert, K. Simo­neau. Los Ang., 1982; Ortíz L. E. Los mataco no­cte­nes de Bolivia. La Paz, 1986; Alvars­son J.-Å. The Mataco of the Gran Chaco: an ethno­gra­phic account of change and continuity in Mataco socio-economic organization. Up­psa­la; Stockh., 1988; García M. A. Making cul­ture coherent: nomadism, «Open Agenda» and music in Wichi society // Yearbook for tradi­tional music. 2002. Vol. 34; Barúa G. Un arte delicado: relaciones entre el parentesco, el con­flicto y el aconte­ci­mi­ento entre los wichí del Chaco Central. B. Ai­res, 2007.

Вернуться к началу