Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНЬЧЖУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 62-63

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель (социальная структура)

МАНЬЧЖУ́РЫ (са­мо­на­зва­ния – мань­чжу, мань­цзу, мань­чжу нял­ма, мань­чжу жэнь, ци жэнь), тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род в Сев.-Вост. Ки­тае и на се­ве­ро-вос­то­ке Сев. Ки­тая (Мань­чжу­рия). Чис­лен­ность 10,7 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. в пров. Ляо­нин (46,2% всех М.; Синь­бинь-Мань­чжур­ский, Цинъ­юань-Мань­чжур­ский, Бэнь­си-Мань­чжур­ский, Ху­ань­жэнь-Мань­чжур­ский, Сю­янь-Мань­чжур­ский и Ку­ань­дянь-Мань­чжур­ский ав­то­ном­ные уез­ды), а так­же в про­вин­ци­ях Хэй­лунц­зян, Ги­рин (Итун­ский мань­чжур­ский ав­то­ном­ный уезд) и на се­ве­ро-вос­то­ке пров. Хэ­бэй (Фын­нин-Мань­чжур­ский, Ку­ань­чэн-Мань­чжур­ский, Цин­лун-Мань­чжур­ский и Вэй­чан-Мань­чжур­ско-Мон­голь­ский ав­то­ном­ные уез­ды). Го­во­рят в осн. по-ки­тай­ски, до 100 чел. в стар­шем по­ко­ле­нии со­хра­ня­ют мань­чжур­ский язык. В осн. ша­ма­ни­сты, есть буд­ди­сты и дао­сы.

Маньчжурский воин. Сер. 18 в.

Пред­ки М. – рас­се­ляв­шие­ся в Сев.-Вост. Ки­тае тун­гу­со-мань­чжур­ские пле­ме­на су­шэнь (6 в. до н. э. – 6 в. н. э.), илоу (3–6 вв.), во­цзюй (5 в.), уц­зи и др. Во 2-й пол. 1-го тыс. вы­дви­ну­лось объ­еди­не­ние мо­хэ, соз­дав­шее гос-во Бо­хай. В 12 в. воз­вы­си­лись чжур­чжэ­ни, ус­та­но­вив­шие в Сев. Ки­тае ди­на­стию Цзинь (1115–1234). В нач. 17 в. М. бы­ли объ­еди­не­ны под на­ча­лом гла­вы цзянь­чжоу­ских чжур­чжэ­ней ха­на Нур­ха­ци, сын ко­то­ро­го Ба­тур-Хунтай­джи в 1635 осо­бым при­ка­зом ввёл эт­но­ним «мань­чжу», за­пре­тив ис­поль­зо­ва­ние эт­но­ни­ма «чжу­шэнь» (чжур­чжэн­и) и в 1636 ос­но­вал ди­на­стию Цин (1644–1912), в ко­то­рой М. со­став­ля­ли во­ен. со­сло­вие. В 1601 бы­ло вве­де­но во­ен­но-адм. де­ле­ние на 4 (си­нее, жёл­тое, бе­лое, крас­ное), с 1616 – на 8 «зна­мён». В сер. 17 в. часть М. бы­ла пе­ре­се­ле­на в Синь­цзян (см. Си­бо). С кон. 18 в. про­ис­хо­ди­ла бы­ст­рая ас­си­ми­ля­ция М. ки­тай­ца­ми.

Тра­диц. куль­ту­ра близ­ка к сев.-ки­тай­ской. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, гао­лян, про­со, чу­ми­за, ку­ку­ру­за, су­хо­доль­ный рис, бо­бо­вые, кун­жут, ко­но­п­ля и др.), жи­вот­но­вод­ст­во, в гор­ных рай­онах – лес­ные про­мыс­лы (в т. ч. сбор жень­ше­ня), охо­та, раз­ве­де­ние ду­бо­во­го шел­ко­пря­да. Ре­мёс­ла – юве­лир­ное, ору­жей­ное, куз­неч­ное, шор­ное, об­ра­бот­ка де­ре­ва и др. Тра­диц. по­се­ле­ния час­то рас­по­ла­га­ют­ся вдоль поч­то­вых трак­тов. В рав­нин­ном рай­оне ме­ж­ду го­ро­да­ми Хар­бин, Шу­ан­чэн и Учан де­рев­ни, соз­дан­ные в начале 19 в. для маньч. по­се­лен­цев, рас­по­ло­же­ны на рав­ном рас­стоя­нии друг от дру­га, на­зы­ва­ют­ся по цве­там зна­мён, име­ют пря­мо­уголь­ную пла­ни­ров­ку, ори­ен­ти­ро­ва­ны по сто­ро­нам све­та, об­не­се­ны гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми с баш­ня­ми по уг­лам. Жи­ли­ще ти­па фан­зы, ота­п­ли­ва­ет­ся ка­на­ми (на­гань, на­хань), бо­га­то ук­ра­ше­но резь­бой. Дом (ам­ба бао) сто­ит по­сре­ди усадь­бы, со вхо­дом в про­доль­ной сте­не, обра­щён­ным на юг или юго-вос­ток, точ­но на­про­тив во­рот (ду­ка); пе­ред во­ро­та­ми сто­ит стен­ка-эк­ран (ин­би) с шес­том (со­мо). С вос­то­ка и за­па­да к ам­ба бао при­ле­га­ют хо­зяйств. по­строй­ки (так­ту бао, или дэр­ги бао, и вар­ги бао).

Маньчжуры. Женщина в традиционном головном уборе.

Осн. эле­мен­ты муж­ской и жен­ской оде­ж­ды – шта­ны (фа­ку­ри) с ши­ро­ким ку­ша­ком (уме­сунь), курт­ка (ач­жи­гэ нэй га­ха­ри), без­ру­кав­ка (дэ­хэ­лэ), курт­ка (ку­ру­мэ), пра­во­за­паш­ной ха­лат (га­хар у муж­чин, ци­пао у жен­щин); но­ги пе­ре­бин­то­вы­ва­ли об­мот­ка­ми. Маньч. кос­тюм в эпо­ху Цин силь­но по­вли­ял на ки­тай­ский, был ка­но­ни­зи­ро­ван имп. Цянь­лу­ном (1736–95). Для не­го ха­рак­тер­ны за­ужен­ный по­крой верх­ней оде­ж­ды (по срав­не­нию с кит. ха­ла­та­ми мин­ской эпо­хи), ши­ро­кие ман­же­ты (ма­ти­сю) на ру­ка­вах, шну­ро­вые пу­го­ви­цы, ост­ро­вер­хий муж­ской го­лов­ной убор с на­вер­ши­ем в ви­де ша­ри­ка из ме­тал­ла или кам­ня, обувь с за­гну­ты­ми нос­ка­ми и др.

Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на «ста­рых» (фэ мань­чжу), «но­вых» (ичэ мань­чжу) М. и мон­го­ло-М. (мон­го-мань­чжу), вос­хо­дя­щее ко вре­ме­ни Нур­ха­ци. Эк­зо­гам­ные пат­ри­ли­нид­жи (му­кунь, мэ­кунь) свя­за­ны брач­ным об­ме­ном (пред­поч­ти­тель­ны кросску­зен­ные бра­ки), име­ют письм. ро­до­слов­ные и объ­е­ди­ня­ют­ся в над­ро­до­вые сою­зы (ха­ла, гар­ган), свя­зан­ные с цве­то­вой сим­во­ли­кой; за родств. от­но­ше­ния­ми сле­дят ста­рей­ши­ны (му­кунь­да). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па со сколь­зя­щим счё­том по­ко­ле­ний и ге­не­рац. ско­сом «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту и по по­лу. Рас­про­стра­нён обы­чай на­ре­че­ния маль­чи­ка-пер­вен­ца име­нем стар­ше­го ор­то­ку­зе­на. По­кой­ни­ков хо­ро­нят под кур­га­на­ми (эй­фу) в рас­пис­ных де­рев. гро­бах с дву­скат­ной кры­шей.

Маньч. ша­ма­низм в эпо­ху Цин был сек­рет­ной ре­ли­ги­ей ­имп. дво­ра; в Пе­ки­не внут­ри двор­цо­во­го ком­плек­са имел­ся ша­ман­ский храм Тан­сэ. Су­ще­ст­во­ва­ла ша­ман­ская лит-ра (рас­ска­зы о ша­ман­ских пу­те­ше­ст­ви­ях, в т. ч. «Ни­шань са­ма­ни бит­хэ» – «Пре­да­ние о ни­шан­ской ша­ман­ке»; Ус­тав ша­ман­ской службы 1747 с опи­са­ни­ем по­ряд­ка кам­ла­ния, тек­ста­ми мо­литв и др.). Ша­ма­ны (са­ма, са­мань) де­ли­лись на разл. ка­те­го­рии. Ша­ман­ские ат­ри­бу­ты – бу­бен (им­чинь, унь­тунь) с ко­ло­туш­кой (им­чинь ки­зунь); шап­ка (ек­сэ), ук­ра­шен­ная не­чёт­ным чис­лом мед­ных фи­гу­рок птиц или же­лез­ны­ми ро­га­ми с ко­ло­коль­чи­ка­ми и цвет­ны­ми лен­та­ми; курт­ка с ап­пли­ка­ци­ей и круг­лым мед­ным зер­ка­лом (то­ли); юб­ка (хуш­хун) из цвет­ной тка­ни с раз­ре­за­ми; ши­ро­кий ко­жа­ный по­яс (си­ша хуш­хун) с же­лез­ны­ми ко­ну­со­вид­ны­ми под­вес­ка­ми и мед­ны­ми бу­бен­ца­ми.

Уст­ное твор­че­ст­во пред­став­ле­но ша­ман­ски­ми пре­да­ния­ми, пес­ня­ми. По­чи­та­ли ду­хов пред­ков, до­маш­них по­кро­ви­те­лей (вэ­чэ­ку) и др. Из­вест­ны ми­фы о «не­бес­ном ца­ре» Аб­кай ха­не, вла­сте­ли­не ниж­не­го ми­ра Ил­мунь ха­не, пра­ро­ди­те­ле ди­на­стии Цин – Бу­ку­ри-йонг­со­не («Мань­чжоу ши­лу» – «Под­лин­ные за­пи­си о мань­чжу­рах», 1635). С 17 в. фор­ми­ру­ет­ся маньч. лит-ра, в ко­то­рой гл. роль иг­ра­ли пе­ре­во­ды кит. па­мят­ни­ков. С 19 в. мн. маньч. ав­то­ры пи­шут по-ки­тай­ски.

Лит.: Гре­бен­щи­ков А. В. Мань­чжу­ры, их язык и пись­мен­ность. Вла­ди­во­сток, 1912; Мань­чжур­ское вла­ды­че­ст­во в Ки­тае / Отв. ред. С. Л. Тих­вин­ский. М., 1966; Ме­ли­хов Г. В. Мань­чжу­ры на Се­ве­ро-Вос­то­ке Ки­тая (XVII в.). М., 1974; Ис­то­рия Се­ве­ро-Вос­точ­но­го Ки­тая. XVII–XX вв. Вла­ди­во­сток, 1987. Кн. 1: Мань­чжу­рия в эпо­ху фео­да­лиз­ма (XVII – на­ча­ло XX в.); Crossley P. K. The Manchus. Camb. (Mass.), 1997; idem. Tran­slucent mirror: his­tory and identity in Qing imperial ideology. Berk., 1999; Shirokogoroff S. M. Psycho­men­tal comp­lex of the Tungus. B., 1999; Rhoads E. J. M. Manchus & Han: ethnic relations and political power in late Qing and early republican China, 1861–1928. Seattle, 2000; Elliott M. The Man­chu way: the eight banners and ethnic identity in late imperial China. Stanford, 2001; Пан Т. А. Мань­чжур­ские пись­мен­ные па­мят­ни­ки по ис­то­рии и куль­ту­ре им­пе­рии Цин XVII–XVIII вв. СПб., 2006.

Вернуться к началу