Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́ДКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 746-747

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛО́ДКИ в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре. Воз­ник­но­ве­ние Л. от­но­сит­ся к ме­зо­ли­ту. Древ­ней­шие Л.-долб­лён­ки (од­но­де­рев­ки) най­де­ны на ме­зо­ли­тич. по­се­ле­ни­ях Перт (Шот­лан­дия), Пес­се и Хар­дин­гс­велд (Гол­лан­дия). Наи­бо­лее раз­ви­то бы­ло из­го­тов­ле­ние долб­лёных Л. из кед­ра, вме­ща­вших до 100 чел., у ин­дей­цев Се­ве­ро-За­па­да США.

Лодки народов Сибири и Дальнего Востока (1–3 – долблёные, 4 – берестяная каркасная): 1 – ительменов, коряков; 2 – народов Западной Сибири; 3 – народов Сахалина; 4 – южных якутов, эвенков.

Из кар­кас­ных Л. про­стей­шие – плос­ко­дон­ные Л. круг­лой или оваль­ной фор­мы из цель­ной шку­ры, на­тя­ну­той на ре­шёт­ча­тый кар­кас («би­зо­нья Л.» у сев.-амер. ин­дей­цев, ко­ракл у уэльс­цев и т. п.). Бо­лее со­вер­шен­ное уст­рой­ст­во име­ет ирл. и шотл. кар­ра­га – бес­ки­ле­вая Л. с гну­ты­ми шпан­го­ута­ми и бор­то­вым за­вер­ше­ни­ем. На­ро­ды Бе­рин­го­мо­рья со­ору­жа­ют ки­ле­вые од­но­мест­ные (ка­як) и мно­го­ме­ст­ные (бай­да­ра) кар­кас­ные Л. из шкур. Кар­кас­ные Л., об­тя­ну­тые дре­вес­ной ко­рой, гл. обр. бе­ре­стой (бе­ре­стян­ки), наи­бо­лее ха­рак­тер­ны для охот­ни­ков си­бир­ской и сев.-амер. тай­ги; встре­ча­ют­ся так­же у юж.-амер. ин­дей­цев и др.

Фото Andrea Balducci Тростниковая лодка аймара на озере Титикака.

В Егип­те, Пе­ред­ней Азии, Ин­дии, на Но­вой Зе­лан­дии, у ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии и др. рас­про­стра­не­ны тро­ст­ни­ко­вые Л.; наи­бо­лее раз­ви­то их стро­и­тель­ст­во у ай­ма­ра на оз. Ти­ти­ка­ка. Из­вест­ны так­же пле­тё­ные Л., напр. Л., из­го­тов­лен­ные тех­ни­кой спи­раль­но­го пле­те­ния и об­ма­зан­ные для во­до­не­про­ни­цае­мо­сти би­ту­мом в Пе­ред­ней Азии.

Погребальная лодка египетского фараона Хеопса (IV династия). 3-е тыс. до н. э. Египетский музей (Каир).

К кон­ст­рук­ции бре­вен­ча­то­го пло­та вос­хо­дит спо­соб со­еди­не­ния для ус­той­чи­во­сти по­пар­но долб­лё­ных, кар­кас­ных или тро­ст­ни­ко­вых Л., об­ра­зую­щих про­об­раз ка­та­ма­ра­на. Ино­гда с этой же це­лью к кор­пу­су Л. при­сое­ди­ня­ет­ся один или два аут­ри­ге­ра («по­плав­ка», или «ба­лан­си­ра»). Наи­бо­лее раз­ви­то стро­и­тель­ст­во Л. с аут­ри­ге­ром (проа – от ма­лайско­го «па­рау», «пе­рау», лод­ка; ма­лай­ское и ин­до­нез. – бан­гка, по­ли­не­зий­ское – ва­ка) на ост­ро­вах Юго-Вост. Азии и Океа­нии.

Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние кон­ст­рук­ции Л. при­ве­ло к по­яв­ле­нию со­став­ных де­рев. Л. Их при­ми­тив­ные ва­ри­ан­ты – долб­лён­ка с на­ра­щен­ны­ми бор­та­ми из до­сок (на­сад) или плос­ко­дон­ные Л. из 3 до­сок (од­на из ко­то­рых об­ра­зу­ет дно и две – бор­та) ти­па кит. сам­па­на. В даль­ней­шем воз­ни­ка­ют Л. из со­еди­нён­ных вна­хлёст про­доль­ных до­сок (древ­ней­шие – по­гре­баль­ные Л. егип. фа­рао­нов IV ди­на­стии сер. 3-го тыс. до н. э.). За­вер­ша­ет­ся это раз­ви­тие соз­да­ни­ем Л. с де­рев. на­бо­ром кор­пу­са суд­на (по-ви­ди­мо­му, у фи­ни­кий­цев в кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), по­ло­жив­шим на­ча­ло мор. су­до­строе­нию (см. в ст. Суд­но).

Про­стей­ший спо­соб управ­ле­ния Л. – от­тал­ки­ва­ние от дна длин­ным шес­том. В вё­сель­ных Л. раз­ли­ча­ют­ся бо­лее при­ми­тив­ный спо­соб без­опор­ной греб­ли, ко­гда гре­бец си­дит или сто­ит на ко­ле­нях ли­цом по на­прав­ле­нию дви­же­ния, и бо­лее со­вер­шен­ный – опор­ной греб­ли с по­мо­щью вра­щаю­ще­го­ся в ук­лю­чи­не вес­ла, стоя или си­дя ли­цом про­тив дви­же­ния. Си­бир­ские на­ро­ды впря­га­ют в Л. со­бак, бе­гу­щих по бе­ре­гу. Про­об­ра­зом па­ру­са мог­ла быть на­тя­ну­тая шку­ра. У мн. на­ро­дов рас­про­стра­не­ны пле­тё­ные па­ру­са, бай­да­ры снаб­жа­лись па­ру­сом из ров­ду­ги. Впо­след­ст­вии рас­про­стра­ни­лись па­ру­са из тка­ни, по­зво­ляю­щие ре­гу­ли­ро­вать си­лу вет­ра.

У при­мор­ских на­ро­дов Л. бы­ла важ­ней­шим эле­мен­том хо­зяй­ст­ва и не­ред­ко – ос­но­вой для объ­е­ди­не­ния со­ци­аль­ных групп (напр., бай­дар­ные ар­те­ли у на­родов Бе­рин­го­мо­рья). Как од­но из гл. средств пе­ре­дви­же­ния, она иг­ра­ла ве­ду­щую роль в по­гре­баль­ном об­ря­де (по­гре­баль­ная Л. в Древ­нем Егип­те, у древ­них скан­ди­на­вов и др.).

Лит.: Ля­пу­но­ва Р., Ру­дольф В. Транс­порт вод­ный // Свод эт­но­гра­фи­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра. М., 1989. Вып. 3; Око­ро­ков А. В. Древ­ней­шие сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния по во­де. Ка­ли­нин­град, 1994.

Вернуться к началу