ЛИ́ППЕРТ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ППЕРТ (Lippert) Юлиус (12.4.1839, Браунау, ныне Броумов, Чехия – 12.11.1909, Прага), австр. антрополог, историк, политич. и обществ. деятель. Окончил Пражский ун-т (1863). Один из основателей Нем. об-ва распространения общественно полезных знаний в Праге. В 1870–74 деп. ландтага Богемии. В 1874–83 в Берлине, был генеральным секретарём Нем. об-ва распространения нар. образования. В 1883 вернулся в Богемию, в 1888 вновь избран депутатом ландтага, а также рейхсрата и поселился в Смихове (пригороде Праги). Член Исполнительного к-та парт. руководства немцев в Богемии. Изучал историю Богемии, процессы колонизации, социальные институты, гор. жизнь в зап.-слав. и герм. землях в средние века. Осн. труды Л. по истории культуры, религии, семьи выдержаны в духе однолинейного эволюционизма. Теории Л. отличаются материалистич. подходом. Так, в основе культуры, по Л., лежит трудовая деятельность, направленная на «поддержание жизни» в борьбе с природой и служащая осн. стимулом для прогресса не только экономики и материальной культуры, но и обществ. институтов, языка, письменности, обрядов, мифологии, религии; по ходу истории возрастает роль умственного труда, освобождающего человека от труда физического. Выделяя три эпохи развития человечества – первобытную, феодальную и капиталистическую, Л. подчёркивал преемственность между «некультурным» периодом (первобытностью) и последующими, «культурными», стадиями. В частности, он не проводил жёсткой грани между бесклассовым и сословно-классовым обществом, понимая социальную историю человечества как поступательное развитие обществ. солидарности. Основой обществ. устройства Л. считал семью, рассматривая её в первую очередь как хозяйств. ячейку. Развитие семьи Л. представлял как движение от её материнской формы к патриархальной, развитие брака – от группового к индивидуальному, внутрисемейных отношений – от свободы женщины к её зависимости от мужчины. В религиях «культурного» периода он видел результат развития первобытных культов: если первобытный человек только фиксировал и придавал религ. смысл непонятным ему явлениям, то человек «культурный» стремится эти явления познать. Л. рассматривал религию как целостное мировоззрение, в котором присутствуют две стороны: объективная – представления человека о явлениях – и субъективная, определяющая его мышление и обществ. поведение. Связывая происхождение религии с возникновением анимизма и предков культа, Л. подчёркивал в ней эмоциональную сторону, в первую очередь основанную на страхе смерти. Как политич. и обществ. деятель, Л. придерживался либеральных взглядов, выступал против клерикализма, национализма, антисемитизма и расизма.