Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ППЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 555-556

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

ЛИ́ППЕРТ (Lippert) Юли­ус (12.4.1839, Брау­нау, ны­не Бро­умов, Че­хия – 12.11.1909, Пра­га), австр. ан­тро­по­лог, ис­то­рик, по­ли­тич. и об­ществ. дея­тель. Окон­чил Праж­ский ун-т (1863). Один из ос­но­ва­те­лей Нем. об-ва рас­про­стра­не­ния об­ще­ст­вен­но по­лез­ных зна­ний в Пра­ге. В 1870–74 деп. ланд­та­га Бо­ге­мии. В 1874–83 в Бер­ли­не, был ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём Нем. об-ва рас­про­стра­не­ния нар. об­ра­зо­ва­ния. В 1883 вер­нул­ся в Бо­ге­мию, в 1888 вновь из­бран де­пу­та­том ланд­та­га, а так­же рей­хсра­та и по­се­лил­ся в Сми­хо­ве (при­го­ро­де Пра­ги). Член Ис­пол­ни­тель­но­го к-та парт. ру­ко­во­дства нем­цев в Бо­ге­мии. Изу­чал ис­то­рию Бо­ге­мии, про­цес­сы ко­ло­ни­за­ции, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, гор. жизнь в зап.-слав. и герм. зем­лях в сред­ние ве­ка. Осн. тру­ды Л. по ис­то­рии куль­ту­ры, ре­ли­гии, се­мьи вы­дер­жа­ны в ду­хе од­но­ли­ней­но­го эво­лю­цио­низ­ма. Тео­рии Л. от­ли­ча­ют­ся ма­те­риа­ли­стич. под­хо­дом. Так, в ос­но­ве куль­ту­ры, по Л., ле­жит тру­до­вая дея­тель­ность, на­прав­лен­ная на «под­дер­жа­ние жиз­ни» в борь­бе с при­ро­дой и слу­жа­щая осн. сти­му­лом для про­грес­са не толь­ко эко­но­ми­ки и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, но и об­ществ. ин­сти­ту­тов, язы­ка, пись­мен­но­сти, об­ря­дов, ми­фо­ло­гии, ре­ли­гии; по хо­ду ис­то­рии воз­рас­та­ет роль ум­ст­вен­но­го тру­да, ос­во­бо­ж­даю­ще­го че­ло­ве­ка от тру­да фи­зи­че­ско­го. Вы­де­ляя три эпо­хи раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва – пер­во­быт­ную, фео­даль­ную и ка­пи­та­ли­сти­че­скую, Л. под­чёр­ки­вал пре­ем­ст­вен­ность ме­ж­ду «не­куль­тур­ным» пе­рио­дом (пер­во­быт­но­стью) и по­сле­дую­щи­ми, «куль­тур­ны­ми», ста­дия­ми. В ча­ст­но­сти, он не про­во­дил жё­ст­кой гра­ни ме­ж­ду бес­клас­со­вым и со­слов­но-клас­со­вым об­ще­ст­вом, по­ни­мая со­ци­аль­ную ис­то­рию че­ло­ве­чест­ва как по­сту­па­тель­ное раз­ви­тие об­ществ. со­ли­дар­но­сти. Ос­но­вой об­ществ. уст­рой­ст­ва Л. счи­тал се­мью, рас­смат­ри­вая её в пер­вую оче­редь как хо­зяйств. ячей­ку. Раз­ви­тие се­мьи Л. пред­став­лял как дви­же­ние от её ма­те­рин­ской фор­мы к пат­ри­ар­халь­ной, раз­ви­тие бра­ка – от груп­по­во­го к ин­ди­ви­ду­аль­но­му, внут­рисе­мей­ных от­но­ше­ний – от сво­бо­ды жен­щи­ны к её за­ви­си­мо­сти от муж­чи­ны. В ре­ли­ги­ях «куль­тур­но­го» пе­рио­да он ви­дел ре­зуль­тат раз­ви­тия пер­во­быт­ных куль­тов: ес­ли пер­во­быт­ный че­ло­век толь­ко фик­си­ро­вал и при­да­вал ре­лиг. смысл не­по­нят­ным ему яв­ле­ни­ям, то че­ло­век «куль­тур­ный» стре­мит­ся эти яв­ле­ния по­знать. Л. рас­смат­ри­вал ре­ли­гию как це­ло­ст­ное ми­ро­воз­зре­ние, в ко­то­ром при­сут­ст­ву­ют две сто­ро­ны: объ­ек­тив­ная – пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о яв­ле­ни­ях – и субъ­ек­тив­ная, оп­ре­де­ляю­щая его мыш­ле­ние и об­ществ. по­ве­де­ние. Свя­зы­вая про­ис­хо­ж­де­ние ре­ли­гии с воз­ник­но­ве­ни­ем ани­миз­ма и пред­ков куль­та, Л. под­чёр­ки­вал в ней эмо­цио­наль­ную сто­ро­ну, в пер­вую оче­редь ос­но­ван­ную на стра­хе смер­ти. Как по­ли­тич. и об­ществ. дея­тель, Л. при­дер­жи­вал­ся ли­бе­раль­ных взгля­дов, вы­сту­пал про­тив кле­ри­ка­лиз­ма, на­цио­на­лиз­ма, ан­ти­се­ми­тиз­ма и ра­сиз­ма.

Соч.: Die Religionen der europäischen Kultur­völker, der Litauer, Slaven, Germanen, Grie­chen und Römer in ihrem geschichtlichen Ursp­runge. B., 1881; Der Seelenkult in seinen Be­zie­hun­gen zur althebräischen Religion. B., 1881; Christen­thum, Volksglaube und Volksbrauch. B., 1882; Allgemeine Geschichte des Priester­thums. В., 1883. Bd 1–2; Die Geschichte der Familie. Stuttg., 1884; Kulturgeschichte der Men­schheit in ihrem organischen Aufbau. Stuttg., 1886–1887. Bd 1–2; Ис­то­рия куль­ту­ры. СПб., 1894; Sozialgeschichte Böhmens in vorhussitischer Zeit. W., 1896–1898. Bd 1–2.

Лит.: То­ка­рев С. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной эт­но­гра­фии. М., 1978; Мар­ков Г. Е. Очер­ки ис­то­рии не­мец­кой нау­ки о на­ро­дах. М., 1993. Ч. 1.

Вернуться к началу