Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́КУА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 589

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов, А. Ю. Сиим; А. С. Алпатова (устное творчество)

МА́КУА (вамакуа, ма­к­ва; са­мо­на­зва­ние – makua, mak­huwa), на­род груп­пы бан­ту, круп­ней­ший в Мо­зам­би­ке. Жи­вут к се­ве­ру от ниж. те­че­ния р. Зам­бези на се­ве­ре стра­ны (про­вин­ции Зам­без­ия, Нам­пу­ла, Ньяса и Ка­бу-Дел­га­ду). Де­лят­ся на суб­эт­нич. груп­пы: собств. М., лом­ве (нгу­лу, зап. М.), ме­ет­то (ме­до), чуа­бо, ши­ри­ма, мар­ре­во­не (ма­ка, юж. ма­ка), са­ка (сан­га), мо­ни­га, ко­ко­ла, ло­ло, мань­я­ва, ма­ренд­же, та­к­ва­не и др. Чис­лен­ность 10,2 млн. чел. (2009, оцен­ка); ме­ет­то жи­вут так­же на юго-вос­то­ке Тан­за­нии (526 тыс. чел., за­пад про­вин­ций Мтва­ра и Рувума) и на Ко­мо­рах (св. 10 тыс. чел.), св. 250 тыс. ко­ко­ла – на юго-вос­то­ке Ма­ла­ви (юг округа Муланд­же); ок. 15 тыс. М. про­жи­ва­ют в ЮАР (в осн. в пред­ме­стье Дур­ба­на). Го­во­рят на язы­ках груп­пы ма­куа (эма­куа, Р 30) бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на яз. собств. макуа на осн. лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же пор­туг. яз. и суа­хи­ли. Ок. 40% – ка­то­ли­ки, око­ло тре­ти – му­суль­ма­не-сун­ни­ты (в осн. в при­мор­ских ра­йо­нах), в ЮАР – в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Фото Erik Cleves Kristensen Макуа.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тия – под­сеч­но-ог­не­вое руч­ное зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, сор­го, рис, бо­бо­вые, ко­ко­сы, ба­на­ны), раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та и пти­цы, охо­та, ры­бо­лов­ст­во. Тра­диц. на­пи­ток – пи­во из ба­на­нов или са­хар­но­го тро­ст­ни­ка. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (мас­ки сти­ли­сти­че­ски близ­ки к мас­кам ма­кон­де), пле­те­ние из во­ло­кон ра­фии с крас­но-чёр­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том, из­го­тов­ле­ние юве­лир­ных из­де­лий, че­кан­ка по се­реб­ру. Ра­бо­та­ют на план­та­ци­ях и руд­ни­ках, часть жи­вёт в го­ро­дах. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­гани­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны. Со­хра­ня­ют­ся мат­ри­ли­ней­ные ро­ды и ли­нид­жи (мут­тхет­тхе), авун­ку­лат, крос­ску­зен­ный брак. Жен­щи­ны од­но­го ли­нид­жа де­лят­ся на неск. воз­раст­ных ка­те­го­рий. Практикуется брак с жен­щи­на­ми че­ре­дую­щих­ся по­ко­ле­ний; брач­ное по­се­ле­ние ук­со­ри­ло­каль­ное. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. По­се­ле­ния кру­го­вой пла­ни­ров­ки, до­ма гли­но­бит­ные круг­лые, в при­мор­ских райо­нах – так­же пря­мо­уголь­ные. Усадь­бы об­не­се­ны глу­хи­ми ог­ра­да­ми. Оде­ж­да го­ро­жан за­им­ст­во­ва­на у суа­хи­ли: га­ла­бея (про­сто­рная бе­лая ру­ба­ха), шта­ны, сан­да­лии и ор­на­мен­ти­ро­ван­ная хлоп­ча­то­бу­маж­ная шап­ка – у муж­чин; яр­кая на­кид­ка и длин­ное пла­тье – у жен­щин. В де­рев­нях но­сят на­бед­рен­ные по­вяз­ки. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов, об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя и т. п., пре­да­ния о про­ис­хож­де­нии М. из пе­ще­ры в свя­щен­ной го­ре На­му­ли в Мо­зам­би­ке.

Уст­ное твор­че­ст­во. У М. Мо­зам­би­ка рас­про­стра­не­но пе­ние па­рал­лель­ны­ми тер­ция­ми, в сев. рай­онах про­жива­ния – йод­ли­ро­ва­ние. В Мо­зам­би­ке и Тан­за­нии раз­ви­то му­зи­ци­ро­ва­ние на разл. идио­фо­нах, мем­бра­но­фо­нах и хор­до­фо­нах. На боль­шом кси­ло­фо­не ман­гви­ло (6–8 «кла­виш»-брё­вен ле­жат на низ­ких опо­рах на зем­ле) иг­ра­ют двое си­дя­щих друг про­тив дру­га му­зы­кан­тов; звук из­вле­ка­ет­ся бы­ст­ры­ми уда­ра­ми де­рев. па­ло­чек по кра­ям «кла­виш». В до­ли­не р. Зам­бези рас­про­стра­не­на соль­ная иг­ра на ла­мел­ла­фо­не ши­та­та, или чит­ва­тья (ин­ст­ру­мент ма­лень­ко­го раз­ме­ра с ре­зо­на­то­ром из вы­су­шен­ной ты­к­вы и 7 языч­ка­ми; за­им­ст­во­ван у ма­кон­де). По­пу­ляр­на иг­ра на цит­ре бан­гве (пан­го, бан­го). Тра­диц. тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся пе­ни­ем и иг­рой на ин­ст­ру­мен­тах, в Тан­за­нии под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов ис­пол­ня­ют­ся тан­цы в зоо­морф­ных мас­ках (исинь­я­го) и в мас­ках, изо­бра­жаю­щих ду­хов (ми­ди­му).

Лит.: Tew M. Peoples of the Lake Nyasa region. L., 1950; Rita-Ferreira A. Povos de Moçam­bi­que: história e cultura. Porto, 1975; Gef­fray C. Ni père, ni mère: critique de la parenté, le cas Makhuwa. P., 1990.

Вернуться к началу