МАК-ЛЕ́ННАН
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАК-ЛЕ́ННАН (McLennan) Джон Фергюсон (14.10.1827, Инвернесс, Шотландия – 16.6.1881, Хейс-Коммон, графство Кент, Англия), брит. антрополог и юрист. Первый получивший известность представитель классического (однолинейного) эволюционизма в антропологии Великобритании. Родился в шотландской семье, окончил Королевский колледж в Абердине по специальности «юриспруденция» (1849), затем до 1855 учился в Тринити-колледже в Кембридже. В 1855–57 жил в Лондоне, занимаясь журналистикой. С 1857 в Эдинбурге, в 1857–70 чл. Шотл. коллегии адвокатов. С 1868 секретарь Шотл. об-ва усовершенствования законодательства, в 1871–1875 разработчик парламентских законов для Шотландии. Д-р права Абердинского ун-та (1874). В 1857, работая над ст. «Право» для энциклопедии «Британника», заинтересовался архаич. брачными обычаями. Один из первых исследователей истории брака, семьи и родства. На основе обобщения этнографич., историч. и фольклорных данных разработал «патриархальную теорию». Согласно ей, наиболее ранней универсальной стадией развития человеческого общества был матриархат, от которого впоследствии осуществился переход к патриархату (в этом М.-Л. сходился с И. Я. Бахофеном, с кн. которого «Материнское право» он ознакомился уже после публикации своей работы «Примитивный брак», 1865). Теория М.-Л. основывалась на предполагаемой связи между обычаями брака через умыкание, экзогамии, полиандрии и матрилинейного счёта родства, которые он объяснял нехваткой в архаич. обществах женщин, якобы порождённой обычаем умерщвлять новорождённых девочек. Всеобщей стадии матриархата, согласно М., соответствовала столь же универсальная фаза тотемизма, обеспечивавшего религиозно-идеологич. единство экзогамного матрилинейного рода как социальной группы. М.-Л. яростно полемизировал с Г. Дж. С. Мэйном и с Л. Г. Морганом по вопросу классификационной системы родства, в терминологии которой М. видел не отражение родств. отношений, а лишь «термины вежливости», или «систему взаимных приветствий».
Труды М.-Л. как одного из пионеров антропологии заложили основы для подготовки первого поколения проф. антропологов. Главной его заслугой считается введение в науку терминов «экзогамия» и «эндогамия», хотя его поиски истоков экзогамии в обычае умыкания отвергнуты совр. наукой. Бесперспективной признаётся ныне и «патриархальная теория» в целом, оказавшая существенное влияние на социальные науки 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., в частности на Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Дж. Фрэзера и др.