Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ВРЫ ЛАНКИ́ЙСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель, А. Н. Седловская
Фото Billy Barkle Ланкийские мусульманки.

МА́ВРЫ ЛАНКИ́ЙСКИЕ (ланкийские му­сульмане, син­галь­ское – ла­ра­кал­ла), на­род в Шри-Лан­ке. 3-я по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­па стра­ны – св. 1,3 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Со­став­ля­ют наи­боль­шую до­лю на востоке – в ди­ст­рик­тах Трин­ко­ма­ди (45%), Ам­па­рай (41,3%), Бат­ти­ка­лоа (25%), Пут­та­лам (18,8%) и Кан­ди (13,1%). Го­во­рят в осн. на та­миль­ском яз. со зна­чит. влия­ни­ем араб. яз., а так­же пор­туг., ни­дерл., англ. и кре­о­ли­зи­ро­ван­но­го ма­лай­ско­го яз.; рас­про­стра­нён так­же син­галь­ский яз. Ра­нее го­во­ри­ли гл. обр. на силь­но ара­би­зи­ро­ван­ном диа­лек­те та­миль­ско­го яз. – ар­ви; ны­не он со­хра­ня­ет­ся толь­ко как язык ре­лиг. тек­с­тов. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба, есть шии­ты и суффисты.

М. л. в осн. по­том­ки от бра­ков ара­бов с син­гал­ка­ми и та­мил­ка­ми. Араб. куп­цы ста­ли по­яв­лять­ся на ост­ро­ве с 8 в., осо­бен­но в 12–13 вв. Боль­шин­ст­во М. л. (сам­ман­ха) жи­вут в при­бреж­ных го­ро­дах и де­рев­нях; за­ни­ма­ют­ся гл. обр. тор­гов­лей, пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, ре­ме­с­лом, ры­бо­лов­ст­вом. Ок. 30% М. л. (со­на­хар) оби­та­ют во внутр. рай­онах (по­том­ки М. л., бе­жав­ших с по­бе­ре­жья в пе­ри­од пор­туг. гос­под­ства в 16 – 1-й пол. 17 вв.), за­ни­ма­ют­ся с. х-вом. С кон. 18 в. му­суль­ма­не при­бы­ва­ют на о. Шри-Лан­ка из Ин­дии (т. н. ин­дий­ские М. л.).

Куль­ту­ра в осн. сход­на с син­галь­ской, есть ряд осо­бен­но­стей в кос­тю­ме (напр., жен­щи­ны но­сят са­ри, пе­ре­бра­сы­вая ко­нец со спи­ны на грудь, при не­об­хо­ди­мо­сти за­кры­вая им ли­цо; муж­чи­ны по­кры­ва­ют го­ло­ву фес­кой или др. ша­поч­кой) и др. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция от­ра­жа­ет сме­ше­ние му­сульм. и инд. куль­тур. Ка­сто­вое де­ле­ние от­сут­ст­ву­ет, но су­ще­ст­ву­ют 3 проф. груп­пы: эн­до­гам­ные мау­ла­ны (от араб. «мау­ла­на» – наш по­ве­ли­тель), счи­таю­щие­ся хра­ни­те­ля­ми му­сульм. зна­ния и ве­ры; ба­вы, прак­ти­кую­щие эк­ста­тич. су­физм, и осты, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся в ока­за­нии ус­луг по об­ре­за­нию. Гос­под­ст­ву­ют мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ку­ди), мат­ри­ло­каль­ное брач­ное по­се­ле­ние (под та­миль­ским влия­ни­ем); при­над­ле­ж­ность к од­ной из ка­сто­вых групп (мау­ла­нам), чле­ны ко­то­рой счи­та­ют се­бя по­том­ка­ми Му­хам­ме­да, ис­чис­ля­ет­ся по от­цов­ской ли­нии и ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся в осо­бой ге­неа­ло­гич. кни­ге (сил­сил­ла). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва близ­ка та­миль­ской: раз­но­по­лые сиб­лин­ги ро­ди­те­лей отож­де­ст­в­ля­ют­ся с ро­ди­те­ля­ми суп­ру­га («дра­ви­дий­ский тип»), од­но­по­лые сиб­лин­ги ро­ди­те­лей де­ля­т­ся по от­но­сит. воз­ра­сту. В по­ко­ле­нии эго сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту и по по­лу; крос­ску­зе­ны обо­соб­ля­ют­ся от ор­то­ку­зе­нов (би­фу­р­ка­тив­ный тип).

Лит.: Yalman N. Under the bo tree: studies in caste, kinship and marriage in the interior of Ceylon. Berk., 1967; McGilvray D. B. Cruci­ble of conflict: Tamil and Muslim society on the east coast of Sri Lanka. Durham, 2008.

Вернуться к началу