ЛИ́НТОН
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́НТОН (Linton) Ральф (27.2.1893, Филадельфия – 24.12.1953, Нью-Хейвен), амер. антрополог, чл. Нац. АН США (1945). Из семьи квакеров. Окончил ун-т Пенсильвании (1916). С 1912 участвовал в археологич. раскопках в США и Гватемале, в т. ч. исследовал Хоупвелл (1924). В 1922–28 куратор-ассистент по этнологии в Музее естеств. истории в Чикаго. Предпринял этнографич. экспедиции на Маркизские о-ва (1920–22), Мадагаскар (1925–1927) и в Юж. Африку (1928). В 1928–37 проф. антропологии на ф-те социологии ун-та Висконсина, продолжал археологич. и антропологич. исследования в США. В 1937–1943 проф. антропологии Колумбийского ун-та (с 1939 зав. кафедрой). Гл. редактор ж. «American Anthropologist» (1939–44). Во 2-ю мировую войну воевал во Франции, после ранения преподавал в Колумбийской школе воен. управления и администрации. С 1946 проф. антропологии Йельского ун-та. Вместе с А. Кардинером вёл семинар в Психоаналитич. ин-те в Нью-Йорке. Президент Амер. антропологич. ассоциации (1946), поч. чл. Королевского антропологич. ин-та (Великобритания).
Л. близок к психологич. направлению в антропологии США (см. Психологическая антропология). В своей первой фундам. работе «Изучение человека» (1936) под влиянием встреч с А. Р. Рэдклифф-Брауном он использует определение понятия «культура» как совокупности форм поведения, разделяемых в данной общности и усваиваемых посредством обучения. Стремился к синтезу антропологии, психологии и социологии. Разработал концепцию статуса (как места индивида в социальной структуре, характеризующегося совокупностью определённых прав и обязанностей) и роли социальной (как «динамического аспекта» статуса), впоследствии существенно повлиявшую на амер. социологию. Предложил, в частности, подразделить социальные роли на два типа: «актуальные» (фактически выполняемые) и «идеальные» (нормативные культурные модели, на которые должно быть ориентировано поведение людей). В сотрудничестве с Р. Редфилдом и М. Херсковицем изучал проблемы аккультурации. Cовм. с А. Кардинером разработал концепцию «основной (базисной) личностной структуры» («Индивид и его общество», 1939), впоследствии дополнив её концепцией «статусной личности» как совокупности стандартизированных ролей, культурно закреплённых в обществе за данным статусом («Культурные основания личности», 1945). В последних работах – «Древо культуры» (опубл. в 1955) и «Культура и психические нарушения» (опубл. в 1956) – рассматривались проблемы, связанные с универсальными, общими для всех культур, ценностями, биологич. основами культурного поведения, отклонениями от «базисного типа» личности.