Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕРУА́-ГУРА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 308

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Гаврилов

ЛЕРУА́-ГУРА́Н (Leroi-Gourhan) Ан­д­ре Жорж Ле­андр Адольф (25.8.1911, Па­риж – 19.2.1986, там же), франц. ар­хео­лог и ан­тро­по­лог, акад. Ин-та Фран­ции (1980). Изу­чал рус. и кит. язы­ки в Нац. шко­ле вост. язы­ков, учил­ся в Шко­ле Выс­ших ис­сле­до­ва­ний, Кол­леж де Франс и Сор­бон­не. Уче­ник М. Гра­не и М. Мос­са. С 1934 ра­бо­тал в Му­зее че­ло­ве­ка. В 1937–39 со­би­рал ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии Сев. Па­ци­фи­ки в Япо­нии. В 1940–1943 в Нац. му­зее вост. ис­кусств – Ги­ме, в 1944–46 хра­ни­тель лувр­ской кол­лек­ции в зам­ке Ва­лан­се. За уча­стие в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния про­из­ве­дён в ко­ман­до­ры ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на. В 1946 зам. ди­рек­то­ра Му­зея че­ло­ве­ка, где соз­дал центр эт­но­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния. С 1956 проф. ка­фед­ры об­щей эт­но­ло­гии и до­ис­то­рии Сор­бон­ны, с 1963 ди­рек­тор Ин-та эт­но­ло­гии, в 1969–82 поч. проф. ка­фед­ры дои­сто­рии Кол­леж де Франс. Пре­зидент Франц. дои­сто­рич. об-ва (1952). Ре­дак­тор ж. «Gallia Préhistoire».

В 1945–85 изу­чал па­мят­ни­ки па­лео­ли­та Фран­ции (Ар­си-сюр-Кюр, Пен­се­ван и др.), со­вер­шен­ст­во­вал ме­то­ди­ку рас­ко­пок (ком­плекс­ный под­ход к изу­че­нию па­мят­ни­ка, пол­ное стра­ти­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние с по­мо­щью шур­фов и тща­тель­ная по­слой­ная рас­чи­ст­ка сло­ёв, точ­ная фо­то- и гра­фи­че­ская фик­са­ция рас­ко­пок, ре­ги­ст­ра­ция на­хо­док, соз­да­ние му­ля­жей). Ис­сле­до­ва­ния ос­тат­ков жи­лищ Пен­се­ва­на счи­та­ют­ся эта­лон­ны­ми в ар­хео­ло­гии па­лео­ли­та. По­стро­ил тео­рию «тех­но­мор­фо­ло­гии» и «тех­ни­че­ско­го де­тер­ми­низ­ма» – эво­лю­ции пред­мет­но­го и сим­во­лич. ми­ра че­ло­ве­ка на ос­но­ве раз­ви­тия тех­но­ло­гий от пер­во­быт­но­сти до ма­шин­но­го пе­рио­да. Тех­но­ло­гию рас­смат­ри­вал как спо­соб адап­та­ции че­ло­ве­ка к сре­де. Био­ло­гич. эво­лю­цию че­ло­ве­ка свя­зы­вал с эво­лю­ци­ей тех­ни­ки и соз­на­ния. Ре­шаю­щим эта­пом эво­лю­ции счи­тал раз­ви­тие ру­ки, с ко­то­рым свя­зы­вал по­яв­ле­ние ре­чи («ру­ка, ос­во­бо­ж­даю­щая сло­во»). Сим­пто­мом воз­ник­но­ве­ния язы­ка счи­тал по­яв­ле­ние ору­дий («и то и дру­гое не­раз­де­ли­мо в со­ци­аль­ной струк­ту­ре че­ло­ве­че­ст­ва»). Раз­ви­тие и сим­во­ли­че­ской, и ору­дий­ной дея­тель­но­сти при­во­дит к вы­де­ле­нию че­ло­ве­ка из сре­ды – от­де­ле­нию сло­ва от объ­ек­та и ору­дия от ру­ки. Вме­сто ин­стинк­тив­ной па­мя­ти жи­вот­ных воз­ни­ка­ет «со­ци­аль­ная па­мять» че­ло­ве­ка. Про­ис­хо­дит «ос­во­бо­ж­де­ние па­мя­ти»: толь­ко че­ло­век мо­жет «по­мес­тить свою па­мять вне се­бя, в со­ци­аль­ный ор­га­низм». Па­рал­лель­но сло­вес­но­му язы­ку раз­ви­ва­лась «гра­фи­че­ская» пе­ре­да­ча мыс­ли по­сред­ст­вом «идео­грамм». Этот «вер­баль­но-гра­фи­че­ский дуа­лизм» ис­че­за­ет с пе­ре­хо­дом к зем­ле­де­лию и воз­ник­но­ве­ни­ем «ли­ней­но­го гра­физ­ма», под­чи­няю­ще­го зри­тель­ные сим­во­лы зву­ко­вой ре­чи и зна­ме­ную­ще­го «пе­ре­ход от ми­фо­ло­ги­че­ской мыс­ли к ра­цио­наль­ной мыс­ли». Этим двум эта­пам раз­ви­тия мыс­ли со­от­вет­ст­ву­ют два ти­па вос­при­ятия про­стран­ст­ва – ди­на­ми­че­ский и ста­ти­че­ский. В охот­ничь­их об­ще­ст­вах про­стран­ст­во вос­при­ни­ма­ет­ся как ди­на­ми­че­ское, не­пре­рыв­ное, «пу­те­вое» (es­pace itinérant), в зем­ле­дель­че­ских – как «лу­че­вое» (espace rayon­nant), как цен­три­ро­ван­ный в по­се­ле­нии кос­мос; окон­чат. во­пло­ще­ние эта струк­ту­ра по­лу­чи­ла в го­ро­де. Наи­бо­лее из­вест­ны ра­бо­ты Л.-Г. по иск-ву па­лео­ли­та. Он ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от при­вле­че­ния эт­но­гра­фич. па­рал­ле­лей для тол­ко­ва­ния его се­ман­ти­ки. Вме­сте с А. Ла­мен-Ам­пе­рер (Эмперейр) Л.-Г. раз­вил струк­ту­ра­ли­ст­ский под­ход: вме­сто ил­лю­ст­ра­ции к ма­гич. об­ря­дам он ви­дел в на­скаль­ной жи­во­пи­си па­лео­ли­та сим­во­лич. изо­бра­же­ние ми­фо­ло­гич. кар­ти­ны ми­ра, ос­но­ван­ной на оп­по­зи­ции муж­ско­го и жен­ско­го: «по­ло­вы­ми сим­во­ла­ми» он счи­тал не толь­ко т. н. зна­ки, но и зоо­морф­ные изо­бра­же­ния (ло­шадь – муж­ской сим­вол, би­зон – жен­ский). В трак­тов­ке ри­сун­ков ши­ро­ко при­вле­кал ста­ти­стич. под­счё­ты их взаи­мо­встре­чае­мо­сти и рас­по­ло­же­ния в пе­ще­ре. Вы­де­лял 4 хро­но­ло­гич. сти­ля па­лео­ли­тич. жи­во­пи­си, раз­ви­ваю­щие­ся от «аб­ст­рак­ции» к «реа­лиз­му».

Соч.: Évolution et techniques. P., 1943–1945. Vol. 1–2; Hommes de la préhistoire. P., 1955; Le geste et la parole. P., 1964–1965. Vol. 1–2; Les religions de la préhistoire. P., 1964; Ре­ли­гии дои­сто­рии // Пер­во­быт­ное ис­кус­ст­во. Но­во­сиб., 1971; Dictionnaire de la préhistoire. P., 1988; Préhistoire de l’art occidentale. 3 éd. P., 1998 (Ed.).

Лит.: То­ка­рев С. А. А. Ле­руа-Гу­ран и его тру­ды по эт­но­гра­фии и ар­хео­ло­гии // Эт­но­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния за ру­бе­жом. М., 1973.

Вернуться к началу