Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАДА́КХИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 574

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Селиванова; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Фото Steve Evans Ладакхи. Женщина в традиционном головном уборе.

ЛАДА́КХИ (ла­да­ки), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род на се­ве­ре Ин­дии (ис­то­рич. обл. Ла­дакх – в го­рах Ла­дакх на юго-вос­то­ке шта­та Джам­му и Каш­мир) и на юго-за­па­де Ки­тая (на плос­ко­го­рье Чанг­танг, у. Гар окр. Нга­ри на за­па­де Ти­бет­ско­го ав­то­ном­но­го р-на). Чис­лен­ность в Ин­дии ок. 160 тыс. чел., в Ки­тае 12 тыс. чел. (кон. 20 в., оцен­ка); чис­ло муж­чин бо­лее чем на 10% пре­вос­хо­дит чис­ло жен­щин. Гово­рят на ла­да­кх­ском на­ре­чии (ла­дак­хи) зап.-ти­бет­ско­го яз. ти­бет. вет­ви ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков; диа­лек­ты: соб­ст­вен­но ла­дак­хи, или лех­ский (в рай­оне сто­ли­цы Ла­дак­ха – Лех); нуб­ра (в до­ли­не р. Нуб­ра к се­ве­ру от Ле­ха); ниж­ний ла­дак­хи, или шам­ма (в до­ли­не Ин­да к за­па­ду и югу); стот­ский (в до­ли­не Ин­да к юго-во­сто­ку); верх­ний ла­дак­хи, или чам­па, чант­хан (пло­ско­го­рье Чанг­танг к вос­то­ку и юго-вос­то­ку). Пись­мен­ность на ос­но­ве ти­бет. пись­ма, с кон. 1940-х гг. – так­же на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. До 40% го­во­рят на ти­бет. яз., в го­ро­дах рас­про­стра­не­ны так­же ур­ду, хин­ди и англ. яз. Боль­шин­ст­во Л. – буд­ди­сты (шко­ла друк­па), есть му­суль­ма­не (шии­ты) и ин­дуи­сты. Вхо­дят в груп­пу ади­ва­си.

В 1 в. Ла­дакх вхо­дил в Ку­шан­ское цар­ст­во, на­хо­дил­ся на Ве­ли­ком шёл­ко­вом пу­ти. С 8 в. по­пе­ре­мен­но был под вла­стью Ти­бе­та и Ки­тая. По­сле рас­па­да Ти­бет­ской им­пе­рии (842) об­ра­зо­ва­лось са­мо­сто­ят. кня­же­ст­во. До 8 в. в Вост. Ла­дак­хе ис­по­ве­до­ва­ли ре­ли­гию бон. Буд­дизм впер­вые по­яв­ля­ет­ся в Ла­дак­хе во 2 в., ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в 8–9 вв. (тра­ди­ция свя­зы­ва­ет это с дея­тель­но­стью Пад­ма­самб­ха­вы). С 13 в. в Ла­дакх про­ни­ка­ет ис­лам. В 1470–1834 Ла­дакх на­хо­дил­ся под вла­стью ди­на­стии На­мгьял, вре­ме­на­ми про­сти­рав­шей­ся до Не­па­ла и Сик­ки­ма (её пред­ста­ви­те­ли пра­ви­ли в Сик­ки­ме в 1642–1975). Л. уча­ст­во­ва­ли в ка­ра­ван­ной тор­гов­ле ме­ж­ду Ин­ди­ей и Ки­та­ем, Мон­го­ли­ей, Ти­бе­том: в обя­зан­но­сти пра­ви­те­ля Ла­дак­ха вхо­ди­ло обес­пе­че­ние тран­зит­ной тор­гов­ли, об­слу­жи­ва­ние тор­гов­ли бы­ло обя­за­тель­ной по­вин­но­стью на­се­ле­ния. В 1834 Ла­дакх за­воё­ван кн-вом Джам­му.

По тра­диц. куль­ту­ре близ­ки к ти­бет­цам и на­ро­дам при­ги­ма­лай­ских рай­онов Ин­дии. Вы­ра­щи­ва­ют в осн. яч­мень (са­мые вы­со­ко­гор­ные по­ля в ми­ре), а так­же рис (его по­се­вы суб­си­ди­ру­ют­ся го­су­дар­ст­вом), пше­ни­цу, гре­чи­ху, бо­бо­вые, кор­не­пло­ды, лю­цер­ну, яб­ло­ки и аб­ри­ко­сы. При­ме­ня­ют ис­кусств. оро­ше­ние и тер­ра­си­ро­ва­ние гор­ных скло­нов. В вы­со­ко­гор­ных рай­онах за­ни­ма­ют­ся по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом, раз­во­дят яков, овец и осо­бен­но коз, даю­щих шерсть для вы­дел­ки каш­мир­ских ша­лей (бы­ли осн. по­став­щи­ка­ми шер­сти в Каш­мир). Тран­зит­ной тор­гов­лей за­ни­ма­лись в осн. му­суль­ма­не. Ха­рак­те­рен жен­ский го­лов­ной убор – вы­со­кая ци­ли­нд­рич. шап­ка с от­во­ро­та­ми (рис.), пра­зд­нич­ный (пе­рак) – слож­ной фор­мы с ши­ро­ки­ми от­во­ро­та­ми, на­по­ми­наю­щи­ми «уши», центр. часть об­тя­ну­та крас­ной тка­нью, со лба че­рез те­мя спу­ска­ет­ся на за­ты­лок, ино­гда до­сти­га­ет та­лии, на неё на­ши­ты кус­ки би­рю­зы (их чис­ло ука­зы­ва­ет на со­ци­аль­ный ста­тус жен­щи­ны); пе­рак пе­ре­да­ёт­ся по на­след­ст­ву. Тра­диц. кух­ня близ­ка к ти­бет­ской: рас­простра­не­ны жа­ре­ная яч­мен­ная му­ка (цзам­ба), ти­бет­ский суп (ту­па), чай с мас­лом, со­лью и цзам­бой и т. д. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция близ­ка цен­траль­но­ти­бет­ской. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный: ре­бё­нок на­сле­ду­ет «кость» (рус) от пат­ри­ли­ней­ных род­ст­вен­ни­ков от­ца и «плоть» (ша) от пат­ри­ли­ней­ных род­ст­вен­ни­ков ма­те­ри. Рас­про­ст­ра­не­ны пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (рус-па) и осо­бые груп­пы (пха спун), объ­еди­няю­щие муж­ских чле­нов рус-па и их жён. Каж­дый род име­ет свое­го ду­ха-по­кро­ви­те­ля (пха лха – «бог на­ших от­цов»), для по­чи­та­ния ко­то­ро­го от­во­дит­ся отд. ком­на­та в до­ме. Вы­де­ля­ют­ся так­же би­ла­те­раль­ные эк­зо­гам­ные груп­пы род­ст­вен­ни­ков до 5–6-го ко­ле­на. Из-за ма­ло­зе­ме­лья у Л. гос­под­ство­вал май­о­рат. Пос­ле­брач­ное по­се­ле­ние ви­ри­ло­каль­ное. Ха­рак­те­рен вы­со­кий ста­тус жен­щин. До 1940-х гг. бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на брат­ская по­ли­ан­д­рия, де­ти счи­та­лись об­щи­ми и по­лу­ча­ли на­след­ст­во в по­ряд­ке стар­шин­ст­ва. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом «ома­ха»; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по по­лу. Важ­ную роль в куль­ту­ре со­хра­ня­ют мо­на­сты­ри (гом­па): Хе­мис, Ла­маю­ру, Ли­кир и др. Ка­ж­дые 12 лет в ию­не или ию­ле, в год обезь­я­ны, от­ме­ча­ет­ся ре­лиг. празд­ник, при­уро­чен­ный ко дню ро­ж­де­ния Пад­ма­самб­ха­вы. Еже­год­но 1–15 сен­тяб­ря про­во­дит­ся Ла­дакх­ский фес­ти­валь. В мо­на­сты­рях устраи­ва­ют­ся те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния (цам) с мас­ка­ми. Рас­про­ст­ра­не­ны ме­ст­ные ва­ри­ан­ты ти­бет. эпо­са «Ке­сар Са­га». Прак­ти­ку­ет­ся ша­ма­низм.

Лит.: Рус­та­мов У. А. Со­вре­мен­ный Каш­мир. Очер­ки ис­то­рии, эко­но­ми­ки и куль­ту­ры. Таш., 1960; Petech L. The kingdom of Ladakh: c. 950–1842 A. D. Roma, 1977; Himalayan Buddhist villages: environment, resources, society and religious life in Zagskar, Ladakh. Delhi, 2001; Rizvi J. Trans-Himalayan caravans: merchant princes and pea­sant traders in Ladakh. Oxf., 2001; Dollfus P. Lieu de neige et de genévriers: organisation sociale et religieuse des commu­nautés bouddhistes du Ladakh. P., 2005; La­dak­hi Histories: local and regional perspec­tives / Ed. J. Bray. Leiden, 2005.

Вернуться к началу