Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЭ́ДДО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 515

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

КЭ́ДДО (от кэ­до­ха­да­чо; кад­до; са­мо­на­зва­ния – ха­си­най, аси­най), ин­дей­ский на­род на юго-вос­то­ке США (в осн. на за­па­де шта­та Ок­ла­хо­ма). Чис­лен­ность 2,8 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись; со­глас­но дан­ным Бю­ро по де­лам ин­дей­цев – ок. 4 тыс. чел., 2002). Го­во­рят в осн. на англ. яз., ок. 50 чел. (2000, пе­ре­пись) – на язы­ке кад­до се­мьи кад­до­ан­ских язы­ков. Ве­рую­щие – при­вер­жен­цы Ту­зем­ной амер. церк­ви Сев. Аме­ри­ки (пей­о­ти­сты), про­тес­тан­ты.

Деревня кэддо на Индейской территории. Фото У. Суля. 1869–73. Смитсоновский институт (Вашингтон).
Вождь кэддо Джордж Вашингтон. Индейская территория. Фото У. Суля. 1869–73. Смитсоновский институт (Вашингтон).

Пред­ки К. свя­за­ны с куль­ту­рой Плейнс-Вил­лидж (10–16 вв.). К нач. кон­так­тов с ев­ро­пей­ца­ми (Э. де Со­то, 1541) за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию совр. вост. Те­ха­са, юго-вост. Ок­ла­хо­мы, юж. Ар­кан­за­са и сев. Луи­зиа­ны. В кон. 17 – нач. 18 вв. раз­де­ля­лись на аси­най (вер­хо­вья рек Са­бин, Три­ни­ти, Бра­зос, Не­чес и Анд­же­ли­на: пле­ме­на ай­най, устар. – ини, иони; на­бе­да­че, на­ми­даш, на­ка­чау, на­као, на­ка­до­че, на­ко­но, не­ча­ви, не­че, ана­дар­ко, эйш, часть на­со­ни), кэ­до­ха­да­чо (рай­он боль­шой из­лу­чи­ны р. Ред-Ри­вер: соб­ст­вен­но кэ­до­ха­да­чо, на­нат­со­хо, часть на­со­ни, часть ята­си) и нат­чи­то­че (ниж­нее те­че­ние Ред-Ри­ве­ра: соб­ст­вен­но нат­чи­то­че, дус­тио­ни, эдай, часть ята­си). Пле­мя воз­глав­ля­лось на­след­ст­вен­ным во­ж­дём (ках­ди) и со­ве­том ста­рей­шин (ка­на­ха); из­вест­ны во­ж­ди-жен­щи­ны. Су­ще­ст­во­ва­ли вы­бор­ные во­ен. во­ж­ди (ама­хойа). Пле­ме­на ка­ж­дой груп­пы со­став­ля­ли кон­фе­де­ра­цию, управ­ляе­мую со­ве­том во­ж­дей и вер­хов­ным жре­цом (чи­не­си, ши­не­си). Чле­ны кон­фе­де­ра­ции К. бы­ли свя­за­ны фик­тив­ным род­ст­вом (в даль­ней­шем К. пы­та­лись по­ст­роить свои от­но­ше­ния с ев­роп. ко­ло­ни­за­то­ра­ми так­же на ос­но­ве при­ём­но­го род­ст­ва). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Юго-Вос­то­ка Сев. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем (два сор­та ку­ку­ру­зы, ты­к­ва, под­сол­нух, бо­бы, та­бак), со­би­ра­тель­ст­вом, охо­той (олень, кро­лик, во­до­пла­ваю­щая пти­ца, мед­ведь, би­зон), ры­бо­лов­ст­вом. Зи­мой уст­раи­ва­ли кол­лек­тив­ную кон­ную охо­ту на би­зо­нов. Бы­ло раз­ви­то гон­чар­ст­во и тка­че­ст­во (из лу­ба шел­ко­ви­цы, кра­пи­вы и др.). Тор­го­ва­ли с др. пле­ме­на­ми со­лью, с.-х. про­дук­та­ми, лу­ка­ми из древесины мак­лю­ры (Maclura pomifera), впо­след­ст­вии – ло­шадь­ми. Жи­ли­ще – боль­шая (диа­мет­ром до 18 м) круг­лая хи­жи­на с уль­е­вид­ной кры­шей. Ка­ж­дое пле­мя име­ло гл. де­рев­ню с хра­мом, во­круг ко­то­рой груп­пи­ро­ва­лись не­боль­шие по­се­ле­ния. Де­ли­лись на 10 мат­ри­ли­ней­ных, в осн. эн­до­гам­ных, то­те­мич. ро­дов, раз­ли­чав­ших­ся по ран­гу; ранг ро­да за­ви­сел от си­лы его то­тем­но­го жи­вот­но­го. Бы­ли рас­про­ст­ра­не­ны от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния меж­ду крос­ску­зе­на­ми и из­бе­га­ния меж­ду ро­ди­те­ля­ми суп­ру­га или суп­ру­ги и суп­ру­га­ми де­тей. Тер­ми­ны род­ст­ва не упо­треб­ля­ют­ся без по­ка­за­те­лей при­над­леж­но­сти и де­лят­ся на ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные. В по­ко­ле­нии эго и в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей гос­под­ст­ву­ет тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с эле­мен­та­ми ге­не­ра­ци­он­но­го ско­са «кроу» и вза­им­ны­ми тер­ми­на­ми меж­ду де­да­ми и баб­ка­ми и вну­ка­ми и внуч­ка­ми. Сиб­лин­ги и ор­то­ку­зе­ны де­лят­ся по от­но­сит. по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту. Вер­хов­ное бо­же­ст­во – Ках­ди Хайу (вождь не­бес). По­чи­тал­ся веч­ный огонь, сбе­ре­гае­мый в хра­мах и до­маш­них оча­гах. У хра­мо­во­го ог­ня жи­ли осо­бые жре­цы (ко­ни­си­си – не­бес­ные де­ти), ви­деть и го­во­рить с ко­то­ры­ми мог толь­ко чи­не­си; по­след­ние ко­ни­си­си ис­чез­ли в 1720-х гг. Пе­ред сбо­ром уро­жая про­во­ди­ли об­ряд Но­вой ку­ку­ру­зы. В це­ре­мо­нии встре­чи гос­тей уст­раи­ва­ли об­ряд ка­лю­ме­та. Су­ще­ст­во­ва­ли ша­ма­ны (ку­нах). 

Пер­вая ко­ло­ния на тер­ри­то­рии К. ос­но­ва­на в 1686 фран­цу­за­ми (Р. Ка­ве­лье де ла Саль) на те­хас­ском по­бе­ре­жье. В нач. 18 в. воз­ник­ли франц. тор­го­вые фак­то­рии. До 1773 сре­ди К. дей­ст­во­ва­ли исп. мис­сии. Чис­лен­ность К. рез­ко упа­ла из-за эпи­де­мий. С нач. 19 в. на их зем­лях ста­ли се­лить­ся бе­лые ко­ло­ни­сты. В 1854 К. вы­се­ле­ны в ре­зер­ва­цию на р. Бра­зос, в 1859 пе­ре­се­ле­ны на за­пад Ин­дей­ской тер­ри­то­рии. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1861–65 из-за по­сто­ян­ных на­бе­гов кай­о­ва и ко­ман­чей К. бы­ли вы­ну­ж­де­ны уй­ти на се­вер под кон­троль се­ве­рян. Вер­нув­шись на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию в 1872, по­лу­чи­ли ре­зер­ва­цию вме­сте с уи­чи­та и де­ла­ва­ра­ми. В 1890-х гг. уча­ст­во­ва­ли в дви­же­нии Пля­ска ду­хов. В 1902 ре­зер­ва­ция по­де­ле­на на ин­ди­ви­ду­аль­ные уча­ст­ки. В 1938 ор­га­ни­зо­ван пле­мен­ной со­вет во гла­ве с пред­се­да­те­лем. Со­вре­мен­ные К. за­ни­ма­ют­ся с. х-вом. Спец. про­грам­мы под­дер­жи­ва­ют тра­диц. куль­ту­ру (язык, пес­ни, тан­цы, це­ре­мо­нии).

Лит.: Dorsey G. A. Traditions of the Cad­do. Wash., 1905; The Southern Caddo: an antho­logy / Ed. H. F. Gregory. N. Y., 1986; Bolton H. E. The Hasinais: southern Caddoans as seen by the earliest Europeans. Norman, 1987; New­kumet V. B., Meredith H. L. Hasinai: a tradi­tional history of the Caddo Con­federacy. Col­lege Station, 1988; La Vere D. The Caddo chiefdoms: Caddo economics and politics, 700–1835. Lincoln, 1998; Rogers J. D., Sabo G. Caddo // Handbook of North American Indi­ans. Wash., 2004. Vol. 14.

Вернуться к началу