Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КХОНД

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 504

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Седловская; Г. В. Дзибель (терминология родства)
Кхонд. Женщина кутия с традиционной татуировкой.

КХОНД (са­мо­на­зва­ния – кхонд, куи­ло­ка, куи­енд­жа), на­род груп­пы дра­ви­дов в Сев.-Вост. Ин­дии. Чис­лен­ность 1,7 млн. чел. (2008, оцен­ка), в т. ч. в шта­те Орис­са – 1,5 млн. чел., в шта­те Ан­дх­ра-Пра­деш – св. 90 тыс. чел. Жи­вут так­же в Бангла­деш (4,8 тыс. чел.). Вхо­дят в об­щность ади­ва­си. Го­во­рят в осн. на яз. ория; св. 700 тыс. чел. со­хра­ня­ют дра­ви­дий­ский яз. ку­ви, ок. 300 тыс. чел. – яз. куи; к К. близ­ки так­же коя (св. 300 тыс. чел.), жи­ву­щие к се­ве­ру от р. Го­да­ва­ри. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть К. – ин­дуи­сты.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Де­лят­ся на 3 груп­пы: де­сия – жи­те­ли рав­нин, дон­грия – жи­ву­щие у под­но­жия гор, ку­тия – гор­цы. Де­сия ас­си­ми­ли­ру­ют­ся ория. За­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем, су­ще­ст­ву­ет де­ле­ние на груп­пы, на­по­ми­наю­щие кас­ты; са­мое вы­со­кое по­ло­же­ние за­ни­ма­ют зе­мель­ные соб­ст­вен­ни­ки (радж-кхонд) и жре­цы (дал-кхонд, ади-кхонд). Осн. за­ня­тия дон­грия и ку­тия – под­сеч­но-ог­не­вое руч­ное зем­ле­де­лие, охо­та, ры­бо­лов­ст­во и со­би­ра­тель­ст­во. Се­ле­ния об­не­се­ны плет­нём, со­сто­ят из не­сколь­ких длин­ных до­мов с пло­щадью для жерт­во­при­но­ше­ний и до­ма­ми для не­же­на­той мо­ло­дё­жи в цен­тре. Муж­ская оде­ж­да – на­бед­рен­ные по­вяз­ки с вы­ши­ты­ми фар­ту­ка­ми спе­ре­ди и сза­ди, жен­ская – вы­ши­тый ку­сок тка­ни, обёр­ну­тый во­круг бё­дер. И муж­чи­ны, и жен­щи­ны но­сят мно­го­числ. ук­ра­ше­ния, рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (го­чи; в кон. 19 в. их на­счи­ты­ва­лось ок. 50), пат­ри­ли­нид­жи (клам­бу) и бо­лее мел­кие груп­пы (мут­ха). Во гла­ве ро­да – во­ж­ди-жре­цы (ман­да­лы), во гла­ве се­ле­ния – вождь (джа­ни), час­то с функ­ция­ми жре­ца. Брак пат­ри­ло­каль­ный. У не­ко­то­рых групп К. со­хра­ни­лась об­щин­ная соб­ст­вен­ность на зем­лю. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в 1-м вос­хо­дя­щем по­ко­ле­нии и би­фур­ка­тив­но­го в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу. Со­хра­ня­ет­ся ар­ха­ич­ная вза­им­ная тер­ми­но­ло­гия меж­ду од­но­по­лы­ми сиб­лин­га­ми ро­ди­те­лей и деть­ми од­но­по­лых сиб­лин­гов го­во­ря­ще­го. Раз­вит зем­ле­дельч. культ с жерт­во­при­но­ше­ни­ем буй­во­лов (до 1-й пол. 19 в. – лю­дей).

Лит.: Risley H. H. The tribes and castes of Bengal: ethnographic glossary. Calcutta, 1891; Ray G. Characteristic features of Kondh kin­ship terminology // Eastern Anthropologist. 1950. Vol. 3. № 4; Сед­лов­ская А. Н. Ади­ва­си цен­траль­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978; Patnaik N. R. History and culture of Khond Tribes. New Delhi, 1992.

Вернуться к началу