Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КХМЕ́РЫ ГО́РНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 502

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин; Г. В. Дзибель (родственные структуры); М. В. Есипова (устное творчество)
Фото Basil Brooks Кхмеры горные. Кхму. Лаос.

КХМЕ́РЫ ГО́РНЫЕ, груп­па мон-кхмер­ских на­ро­дов в Юго-Вост. Азии. Тер­мин «К. г.» был вве­дён в Кам­бод­же в 1960-е гг. для обоз­на­че­ния гор­ных пле­мён се­ве­ро-во­сто­ка стра­ны. В рос. эт­но­гра­фии был рас­про­стра­нён на др. ма­лые мон-кхме­ро­языч­ные на­ро­ды Ин­до­ки­тая. Жи­вут в гор­ных рай­онах Юго-Зап. Ки­тая (пров. Юнь­нань), Зап. Вьет­на­ма, Сев., Вост. и Юж. Лао­са, Вост. Мьян­мы, Сев. и Вост. Таи­лан­да, Сев.-Вост. Кам­бод­жи. Об­щая чис­лен­ность в Ки­тае – св. 700 тыс. чел., Вьет­на­ме – ок. 1,3 млн. чел., Лао­се – ок. 1,6 млн. чел., в Мьян­ме – св. 1,8 млн. чел., Таи­лан­де – ок. 600 тыс. чел., Кам­бод­же – св. 150 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Го­во­рят на мон-кхмер­ских язы­ках. К се­вер­ным К. г. («мо­нам гор­ным») от­но­сят: на­ро­ды па­ла­унг-ва [за­пад­ные – ва (св. 900 тыс. чел.), бу­лан (112 тыс. чел.) и др.; вос­точ­ные – па­ла­унг (640 тыс. чел.), да­нау (138 тыс. чел.), ри­анг (50 тыс. чел.), ла­мет (14 тыс. чел.) и др.], манг (3,5 тыс. чел.), кхму [кхму (св. 900 тыс. чел.), пхай (54 тыс. чел.), прай (40 тыс. чел.) и др.]. К вос­точ­ным К. г. от­но­сят: на­ро­ды ба­нар [се­вер­ные – хрэ (тям­рэ, та­тём; 130 тыс. чел.), се­данг (130 тыс. чел.) и др.; цен­траль­ные – ба­нар (ба­на; 180 тыс. чел.), там­пу­он (32 тыс. чел.) и др.; за­пад­ные – суи (са­мо­на­зва­ние – джру, язык – джру, или ло­вен; 86 тыс. чел.) и др.; юж­ные – срэ (кэ­хо, ко­хо; 147 тыс. чел.), мнонг (мнонг гар и мнонг рлам; 123 тыс. чел.), сти­енг (97 тыс. чел.), ма (са­мо­на­зва­ние – кон­тяу; 38 тыс. чел.) и др.], ка­ту [цен­траль­ные – ка­танг (120 тыс. чел.), та­ой (60 тыс. чел.) и др.; вос­точ­ные – ка­ту (са­мо­на­зва­ние – кту; 78 тыс. чел.), па­кох (15 тыс. чел.) и др.; за­пад­ные – куи (440 тыс. чел.), со (манг­конг; 160 тыс. чел.), бру (язык – брао; 150 тыс. чел.) и др.]. Язы­ки от­лича­ют­ся от кхмер­ско­го сис­те­мой чис­ли­тель­ных (у кхме­ров – пя­те­рич­ная, у К. г. – де­ся­те­рич­ная). Для не­ко­то­рых на­ро­дов (ка­танг, та­ой, ка­ту, бру, со, ва, па­ла­унг, ба­нар, хрэ и др.) соз­да­на пись­мен­ность на лат. гра­фич. ос­но­ве, ме­ста­ми со­хра­ня­ют­ся пись­мен­но­сти на инд. ос­но­ве (ли­ек, дуо­та, тот­хам, то­лек и др.). На яз. ва ве­дут­ся ра­дио- и те­ле­пе­ре­да­чи. К. г. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ре­ли­гий, у не­ко­то­рых на­ро­дов (па­ла­унг-ва, а так­же бру, со, куй, хонг и др.) рас­про­стра­нён буд­дизм; есть хри­стиа­не. В Кам­бод­же К. г. (кхмаэ лы) ас­си­ми­ли­ру­ют­ся соб­ст­вен­но кхме­ра­ми.

По-ви­ди­мо­му, К. г. – ос­та­ток древ­не­го суб­стра­та, сыг­рав­ше­го важ­ную роль в эт­но­ге­не­зе кхме­ров, мо­нов, мьян­ма, си­ам­цев, лао, вье­тов. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для гор­ных на­ро­дов Юго-Вост. Азии. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (клей­кий рис, ку­ку­ру­за, ба­тат, ово­щи), жи­вот­но­вод­ст­вом (буй­во­лы, сви­ньи, пти­ца, сло­ны), охо­той (в т. ч. на ка­ба­нов, мед­ве­дей, сло­нов, тиг­ров), ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом; мес­та­ми раз­ви­ва­ет­ся па­шен­ное за­лив­ное и бо­гар­ное ри­со­вод­ст­во. Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, пле­те­ние из бам­бу­ка, куз­неч­ное де­ло. Тра­диц. по­се­ле­ния час­то об­не­се­ны час­то­ко­лом, ино­гда име­ют кру­го­вую пла­ни­ров­ку, в цен­тре – об­щин­ный дом. Жи­ли­ще свай­ное или на­зем­ное, со вхо­дом с тор­цо­вой (на се­ве­ре) или длин­ной (на юге) сто­ро­ны; ко­нёк ино­гда имеет рез­ные ук­ра­ше­ния в ви­де ро­гов буй­во­ла, пти­чьих го­лов и др. У ма, се­данг и др. со­хра­ня­ют­ся длин­ные до­ма (дли­ной до 100 м). Оде­ж­да – рас­паш­ная курт­ка с на­бед­рен­ной по­вяз­кой у муж­чин и не­сши­той юб­кой у жен­щин; из­вест­на оде­ж­да из лу­ба. Но­сят боль­шое ко­ли­че­ст­во се­реб­ря­ных и мед­ных ук­ра­ше­ний, рас­про­стра­не­ны обы­чаи та­туи­ров­ки (осо­бен­но на юге), чер­не­ния, под­пи­ли­ва­ния и уда­ле­ния зу­бов. Осн. пи­ща – клей­кий рис; ха­рак­те­рен обы­чай пи­тья че­рез нос (кхму). Пре­об­ла­да­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды и пат­ри­ло­каль­ный брак, у мнонг и срэ из­вест­ны мат­ри­ли­ней­ный род и мат­ри­ло­каль­ный брак. Рас­про­стра­не­ны разл. ва­ри­ан­ты асим­мет­рич­но­го брач­но­го об­ме­на, ос­но­ван­но­го на обя­зат. крос­ску­зен­ном бра­ке (при ред­ком не­со­блю­де­нии это­го пра­ви­ла од­на из сто­рон пла­тит дру­гой ком­пен­са­цию; у не­ко­то­рых на­ро­дов обязат. брач­ным парт­нё­ром яв­ля­ет­ся дочь млад­ше­го бра­та ма­те­ри – мнонг гар или млад­шая дочь стар­ше­го бра­та ма­те­ри – ма). Пре­об­ла­да­ют би­фур­ка­тив­ные си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва, ме­ста­ми с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом (ти­па «кроу» у мнонг гар и ти­па «ома­ха» у ла­мет). Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу, у мнонг гар и срэ – так­же по от­но­сит. по­лу. У ла­мет, па­ла­унг и мнонг гар асим­мет­рич­ный брач­ный об­мен при­во­дит к отож­дест­вле­нию нес­коль­ких ка­те­го­рий род­ст­вен­ни­ков и свойст­вен­ни­ков; ба­нар, сти­енг, ри­анг не прак­ти­ку­ют асим­мет­рич­ный брач­ный об­мен, но вы­ра­жа­ют этот обы­чай в тер­ми­но­ло­гии род­ст­ва. Рас­про­стра­не­на тек­но­ни­мия. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ния и ми­фо­ло­гия, фольк­лор, жерт­во­при­но­ше­ния буй­во­лов; в про­шлом су­ще­ст­во­ва­ла охо­та за го­ло­ва­ми.

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся древ­ние сиг­наль­ные идио­фо­ны: 3 (и бо­лее) бам­бу­ко­вые труб­ки с ко­сым сре­зом, вос­про­из­во­дя­щие зву­ки раз­ной вы­со­ты (в охот­ничь­их об­ря­дах), бам­бу­ко­вые ще­ле­вые ба­ра­ба­ны (для «пе­ре­го­во­ров» в джунг­лях). В ша­ман­ских ри­туа­лах ис­поль­зу­ют­ся разл. аэ­ро­фо­ны из стеб­лей и ли­сть­ев рас­те­ний. Рас­про­стра­не­ны од­но­род­ные гон­го­вые ан­самб­ли (4–12 пар­ных гон­гов конг-чмоль, конг-ни), со­про­во­ж­даю­щие тан­цы: уро­жая, об­ря­до­вые ша­ман­ские, «ожив­ле­ния де­ревь­ев» во вре­мя за­су­хи и др. В муз. и ри­ту­аль­ной прак­ти­ке ла­мет во вре­мя важ­ней­ших це­ре­мо­ний (вы­зы­ва­ние ду­хов пред­ков, мо­ле­ние о до­ж­де) по­ныне при­ме­ня­ют­ся брон­зо­вые ба­ра­ба­ны (вос­хо­дят к куль­ту­ре Донг­шон); ко­ли­че­ст­во ис­поль­зуе­мых ба­ра­ба­нов – по­ка­за­тель бла­го­сос­тоя­ния и об­ществ. по­ло­же­ния их об­ла­да­те­ля.

Лит.: Ner M. L’organisation familiale en pays Moї. Hanoї, 1928; Kunstadter P. The Lua’ (Lawa) of northern Thailand: aspects of social structure, agriculture, and religion. Princeton, 1965; Boulbet J. Pays des Maa’domaine des génies, Nggar Maa’, Nggar Yaang. P., 1967; Izikowitz K. G. Lamet: hill peasants in French Indochina. 2nd ed. N. Y., 1979; Нго Дык Тхинь. Ма­лые на­ро­ды стран Во­сточ­но­го Ин­до­ки­тая // Ма­лые на­ро­ды Ин­до­ки­тая. М., 1983; Мух­ли­нов А. И. Ав­стро­ази­ат­ские на­ро­ды Вьет­на­ма // Там же; Condominas G. We have eaten the forest: the story of a Montagnard ­village in the Central Highlands of Vietnam. 2nd ed. N. Y., 1994; Rischel J. Minor Mlabri: A hun­ter-gatherer language of northern In­dochina. Cph., 1995; Vargyas G.À la re­cherche des brou Perdus. P., 2000.

Вернуться к началу