Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КХА́СИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 498

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Г. В. Дзибель (терминология родства)

КХА́СИ, на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (шта­ты Мег­ха­лая, Ас­сам и др.) и в со­сед­них рай­онах Банг­ла­деш. Жи­вут в осн. в го­рах Кха­си и Джайн­тия. Чис­лен­ность в Ин­дии – 1,3 млн. чел. (2009, оцен­ка; из них 1,25 млн. чел. – в шта­те Мег­халая; со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния шта­та), в Банг­ла­деш – 80 тыс. чел. В Ин­дии вхо­дят в ади­ва­си. Де­лят­ся на груп­пы: соб­ст­вен­но К., джайн­тия, пнар, бхои, вар, линг­нам и др. Го­во­рят на яз. кха­си. Боль­шин­ст­во К. – про­тес­тан­ты (пре­сви­те­риа­не и бап­ти­сты), есть ин­дуи­сты (в осн. сре­ди джайн­тия).

В го­рах Джайн­тия в 16–19 вв. су­ще­ст­во­ва­ло кн-во Кха­си, в го­рах Кха­си, ос­та­вав­ших­ся вне влия­ния ин­ду­из­ма, – мно­же­ст­во мел­ких «кня­жеств» – объ­еди­не­ний де­ре­вень во гла­ве с во­ж­дём (осн. пра­вя­щий род – Си­ем) и со­ве­том (дар­бар). С нач. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во. Дви­же­ние за ав­то­но­мию за­вер­ши­лось соз­да­ни­ем в 1970 шта­та Мег­ха­лая. По уров­ню гра­мот­но­сти К. за­ни­ма­ют од­но из пер­вых мест в Ин­дии. Сфор­ми­ро­ва­лась ин­тел­ли­ген­ция.

Фото Vanlal Tochhawng Кхаси. Традиционная женская одежда. Фестивальв г. Шиллонг (Мегхалая).
Фото Vanlal Tochhawng Кхаси. Традиционная мужская одежда. Фестиваль в г. Шиллонг (Мегхалая).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Тра­диц. за­ня­тие К. – под­сеч­но-ог­не­вое руч­ное зем­ле­де­лие, у ря­да групп – па­шен­ное, по­лив­ное, тер­рас­ное (рис, про­со, кар­то­фель) зем­ле­де­лие; раз­ви­то са­до­вод­ст­во, в го­рах – пти­це­водство и пче­ло­вод­ст­во. Ре­мёс­ла ме­нее рас­про­стра­не­ны, чем у боль­шин­ст­ва др. гор­ных на­ро­дов; ра­нее за­ни­ма­лись куз­неч­ным де­лом. Ши­ро­ко раз­вит об­мен, тор­гу­ют в осн. жен­щи­ны. Де­рев­ни (от 200 до 500 и бо­лее до­мов) ли­ней­ной пла­ни­ров­ки, рас­по­ло­же­ны в гор­ных до­ли­нах. До­ма на ка­мен­ном фун­да­мен­те, с бам­бу­ко­вы­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной сте­на­ми и со­ло­мен­ной 2-скат­ной или 4-скат­ной кры­шей. Жен­ская оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка и коф­та или на­кид­ка, муж­ская – ру­ба­ха, без­ру­кав­ка и дхо­ти или шта­ны. Го­лов­ные убо­ры у муж­чин – яр­кий тюр­бан, у жен­щин – ме­тал­лич. ве­нец. И муж­чи­ны, и жен­щи­ны но­си­ли мно­го ук­ра­ше­ний, на шее – ме­тал­лич. об­руч. Су­ще­ст­ву­ют дис­перс­ные мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (кур, джайд); в де­ре­вен­скую об­щи­ну вхо­дят сег­мен­ты св. 10 ро­дов. Со­хра­ня­ют­ся ро­до­вые, де­ре­вен­ские и меж­де­ре­вен­ские (райд дар­бар) дар­ба­ры. Сре­ди ро­дов вы­де­ля­ют­ся знат­ные (джайд бак­храу), про­стые и за­ви­си­мые (джайд мрау). Вы­со­кое по­ло­же­ние за­ни­ма­ет гл. ро­до­вая жри­ца. Ро­ды под­раз­де­ля­ют­ся на ма­три­ли­нид­жи (кпох), во­схо­дя­щие к об­щей пра­баб­ке и вла­дею­щие зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми. Брач­ное по­се­ле­ние ма­три­ло­каль­ное. Боль­шая се­мья (инг) воз­глав­ля­ет­ся стар­шим бра­том ма­те­ри; пос­ле рож­де­ния пер­во­го ре­бён­ка вто­рым по влия­нию чле­ном инг ста­но­вит­ся отец. Вы­со­кое по­ло­же­ние за­ни­ма­ют жен­щи­ны. Де­воч­кам стре­мят­ся дать хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, час­ты удо­че­ре­ния. Иму­ще­ст­во, при­над­ле­жа­щее инг, на­сле­ду­ет млад­шая дочь. Бра­ки с ор­то­ку­зе­на­ми за­пре­ще­ны; бра­ки с крос­ску­зе­на­ми до­зво­ля­ют­ся, но ред­ки. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги, сиб­лин­ги ро­ди­те­лей и де­ти де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту, при­чём вы­де­ля­ют­ся «стар­шие», «сред­ние» и «млад­шие» и «са­мые млад­шие» воз­раст­ные ка­те­го­рии; име­ют­ся опи­са­тель­ные кон­струк­ции. Тер­ми­ны де­лят­ся на ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты жен­ских бо­жеств (вер­хов­ное – Ка Блей), раз­ви­тый по­гре­баль­ный ри­ту­ал: по­сле кре­ма­ции прах хра­нят в ме­га­ли­тич. ро­до­вой усы­паль­ни­це (кром­лех из не­чёт­но­го чис­ла кам­ней с мен­ги­ром в цен­тре). Рас­про­стра­не­ны ле­ген­ды о свя­щен­ной змее У Тхлен.

Лит.: Gurdon P. R. T. The Khasis. 2nd ed. L., 1914; Becker C. Familienbesitz und Mutter­recht in Assam. [Münch.], 1925; Nakane Ch. Garo and Khasi. A comparative study in mat­ri­lineal systems. P.; The Hague, 1968; Ма­ре­тина С. А. Ма­лые на­ро­ды се­ве­ро-вос­точ­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978; Rabel-Heymann L. Khasi kinship termi­nology // South-East Asian linguistics. L., 1989; Nongkinrih A. K. Khasi society of Me­gha­laya. New Delhi, 2002; Nongbri T. «Mat­ri­lineal puzzle» re examined: dialects of kinship and gender among the tribes of North-East In­dia // The practice of sociology. Hyderabad, 2003.

Вернуться к началу