Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУНА́ЧЕСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Х. Бгажноков

КУНА́ЧЕСТВО (от тюрк. ку­нак, ко­нак – гость), со­ци­аль­ный ин­сти­тут, су­щест­вую­щий ме­ж­ду дву­мя муж­чи­на­ми (ку­на­ка­ми), свя­зан­ны­ми вза­им­ны­ми обя­за­тель­ст­ва­ми в ока­за­нии друг дру­гу гос­те­при­им­ст­ва, у на­ро­дов Кав­ка­за. Че­ло­век, имею­щий в чу­жих кра­ях ку­нака, мог най­ти у не­го не толь­ко пи­щу и кров, но и ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку, по­мощь во всех де­лах, напр. в тор­говле, в по­ис­ке и на­ка­за­нии кров­ных вра­гов и т. д. Обыч­но ку­на­ка­ми ста­но­вят­ся пред­ста­ви­те­ли разл. стран и на­ро­дов, а так­же со­пле­мен­ни­ки, жи­ву­щие да­ле­ко друг от дру­га. Ус­та­нав­ли­ва­лось так­же в от­но­ше­ни­ях гор­цев с ка­за­ка­ми, с во­ен­но­слу­жа­щи­ми цар­ской ар­мии, с рус. на­се­ле­ни­ем в це­лом. От­но­ше­ния К. пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

Раз­ли­ча­ют­ся К.-друж­ба и К.-па­тро­нат. Пер­вая фор­ма К. – клас­си­че­ская и ге­не­ти­че­ски ис­ход­ная, близ­кая по сво­ему со­дер­жа­нию к по­бра­тим­ст­ву, ос­но­ва­на на от­но­ше­ни­ях рав­но­пра­вия и вза­им­но­сти: ка­ж­дая из сто­рон мо­жет в лю­бое вре­мя явить­ся к дру­гой, рас­счи­ты­вая на всё, что в со­стоя­нии сде­лать для неё хо­зя­ин-ку­нак. Для ку­на­ков пред­на­зна­ча­лось осо­бое по­ме­ще­ние – ку­нац­кая, где по­сто­ян­но всё бы­ло го­то­во к приё­му и ку­да ку­нак мог явить­ся в лю­бое вре­мя, да­же не уве­дом­ляя хо­зяи­на. При­ли­чия тре­бу­ют от гор­ца, что­бы, по­се­щая се­ле­ние, в ко­то­ром жи­вёт его ку­нак, он ос­та­нав­ли­вал­ся лишь в его до­ме; на­ру­ше­ние это­го пра­ви­ла счи­та­ет­ся ос­корб­ле­ни­ем хо­зяи­на со сто­ро­ны гос­тя и мо­жет при­вес­ти к раз­ры­ву друж­бы. К.-друж­ба ос­та­ёт­ся пре­стиж­ной фор­мой свя­зей. Чем боль­ше у че­ло­ве­ка ку­на­ков, тем боль­шим по­чё­том он поль­зу­ет­ся.

К.-па­тро­нат, близ­кое к кли­ен­те­ле, по­лу­чи­ло раз­ви­тие в феод. об­ще­ст­ве. Че­ло­век, ко­то­ро­го фео­дал брал под свою за­щи­ту (у ады­гов он обо­зна­чал­ся тер­ми­ном «ка­на­ко», букв. – ос­тав­ший­ся при ком-то), ста­но­вил­ся не­при­кос­но­вен­ным ли­цом, при­бли­жён­ным к кня­зю. По мне­нию В. К. Гар­да­но­ва, эта фор­ма К. близ­ка к ком­мен­да­ции в ср.-век. Ев­ро­пе. Ин­сти­тут, близ­кий К., из­ве­стен у амер. ин­дей­цев, эс­ки­мо­сов и др.

Лит.: Гар­да­нов В. К. Об­ще­ст­вен­ный строй адыг­ских на­ро­дов (XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.). М., 1967; На­лое­ва Е. Д. К во­про­су о тер­ми­не «ку­нак» // Уч. за­пис­ки Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. 1971. Вып. 43; Бгаж­но­ков Б. Х. Ос­но­ва­ния гу­ма­ни­сти­че­ской эт­но­ло­гии. М., 2003.

Вернуться к началу