Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУВЕ́ЙТЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Амирьянц, Ияд Мохаммад

КУВЕ́ЙТЦЫ (ку­вейт­ские ара­бы, ара­бы Ку­вей­та), на­род, ос­нов­ное на­се­ле­ние Ку­вей­та. Чис­лен­ность 1,7 млн. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на во­сточ­но­ара­вий­ском диа­лек­те ара­вий­ской груп­пы араб­ско­го яз. Рас­про­стра­не­ны так­же пер­сид­ский и анг­лий­ский язы­ки. К. – му­суль­ма­не (в осн. сун­ни­ты – св. 70%; шии­ты-има­ми­ты – до 30%).

Фото F. N. Andrus Кувейтцы. Фото 1950-х гг.

Тра­диц. куль­ту­ра К. ха­рак­тер­на для на­ро­дов Юго-Зап. Азии. За­ни­ма­ют­ся пре­им. ко­че­вым и по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом (верб­лю­ды и мел­кий ро­га­тый скот), в оа­зи­сах – зем­ле­де­ли­ем (в осн. фи­ни­ко­вая паль­ма, так­же фрук­то­вые, ого­род­ные, бах­че­вые, бо­бо­вые куль­ту­ры), в при­бреж­ных рай­онах – ры­бо­лов­ст­вом и до­бы­чей кре­ве­ток. Бе­дуи­ны по пре­иму­ще­ст­ву при­над­ле­жат к пле­ме­нам му­тейр, ра­ша­ид, ха­ва­сим, бе­ни ха­лед, адж­ман, да­фир. Жи­ли­ще бе­дуи­нов – чёр­ная па­лат­ка из козь­ей шер­сти (кут­ба – для ма­лой се­мьи; мар­буа – па­лат­ка из не­сколь­ких сек­ций для боль­шой трёх­по­ко­лен­ной се­мьи; ма­судс – ша­тёр, на­тя­ну­тый на 6 коль­ев, жи­ли­ще шей­хов); де­лит­ся на жен­скую (му­хар­рам) и муж­скую (ди­ван) по­ло­ви­ны. Осед­лое и по­лу­осед­лое на­се­ле­ние жи­вёт в гли­но­бит­ных и са­ман­ных од­но­ка­мер­ных до­мах с пло­ской кры­шей и внутр. дво­ром. Для бе­дуи­нов ха­рак­те­рен муж­ской чёр­но-бе­лый или крас­но-бе­лый го­лов­ной пла­ток. У жен­щин на юге со­хра­ня­ет­ся обы­чай но­сить мас­ки (бур­га) из чёр­ной шер­стя­ной или шёл­ко­вой тка­ни с про­ре­зя­ми для глаз; го­ро­жан­ки за­кры­ва­ют ли­цо тон­ким плат­ком. Осед­лые К. едят пше­нич­ные или яч­мен­ные ле­пёш­ки, ка­шу из дроб­лё­ной пше­ни­цы, ки­слое мо­ло­ко, ове­чий сыр, фи­ни­ки, по празд­ни­кам – мя­со, в при­бреж­ных рай­онах – све­жую и су­шё­ную ры­бу; в пи­ще ко­чев­ни­ков и по­лу­ко­чев­ни­ков пре­об­ла­да­ют мо­лоч­ные про­дук­ты. Сис­те­ма род­ст­ва араб. ти­па. Боль­шие се­мьи и по­ли­ги­ния со­хра­ня­ют­ся у за­житоч­но­го на­се­ле­ния. Пред­поч­ти­тель­ны ор­то­ку­зен­ные и об­мен­ные бра­ки. Со­хра­ня­ет­ся пле­мен­ное де­ле­ние, в т. ч. на бла­го­род­ные (му­тейр) и не­бла­го­род­ные пле­ме­на (ра­ша­ид и ха­ва­сим).

Для уст­но­го твор­че­ст­ва ха­рак­тер­ны хо­ро­вое пе­ние, пе­ние со­лис­та (ша­ир) в соб­ст­вен­ном со­про­во­ж­де­нии на ре­ба­бе; тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся хо­ро­вым пе­ни­ем и иг­рой ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля. Для ар­ха­ич. бе­ду­ин­ских пе­сен (ка­ра­ван­ные пес­ни ха­да, пес­ни пас­ту­хов верб­лю­дов) ха­рак­тер­но со­че­та­ние про­стых ме­ло­дич. ри­сун­ков и слож­ных рит­мов; они по­ют­ся на бе­ду­ин­ском диа­лек­те в со­про­во­ж­де­нии мем­бра­но­фо­нов или хлоп­ков в ла­до­ши. Соль­ные и груп­по­вые «мор­ские» пес­ни (ана­шид аль-бахр), свя­зан­ные с лов­лей жем­чу­га и ры­бо­лов­ным про­мыс­лом, от­ли­ча­ют­ся бо­лее раз­ви­той ме­ло­ди­кой. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты – зур­на (миз­мар), пар­ный ду­хо­вой с оди­нар­ной тро­стью зум­ма­ра (джиф­ти); мем­бра­но­фо­ны: разл. ба­ра­ба­ны, бу­бен дафф. Пес­ня-та­нец ирак. про­ис­хож­де­ния «бас­та» ис­пол­ня­ет­ся пев­цом, ак­ком­па­ни­рую­щим се­бе на уде, и дву­мя ин­ст­ру­мен­та­ли­ста­ми, иг­раю­щи­ми на дар­бу­ке (ба­ра­бан в фор­ме куб­ка) и даф­фе. На о. Фай­ла­ка рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли, со­стоя­щие из «пер­сид­ской во­лын­ки» джир­ба (без бур­дон­ной труб­ки; иг­ро­вая труб­ка пар­ная, с оди­нар­ной тро­стью) и 4–5 ци­лин­д­рич. ба­ра­ба­нов.

Лит.: Зве­ре­ва Л. С. Ку­вейт. М., 1968.

Вернуться к началу