Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСЕНОФО́НТОВ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

КСЕНОФО́НТОВ Гав­ри­ил Ва­силь­е­вич [4(16).1.1888, с. Тит-Ары, Яку­тия – 28.8.1938, Мо­ск­ва], рос. ис­то­рик, эт­но­граф, ре­ли­гио­вед. Из се­мьи со­стоя­тель­но­го яку­та. Окон­чил ре­аль­ное уч-ще в Якут­ске (1906) и юри­дич. ф-т Том­ско­го ун-та (1912). Ис­пы­тал влия­ние си­бир­ско­го об­ла­ст­ни­че­ст­ва (Г. Н. По­та­ни­на и А. В. Ад­риа­но­ва). С 1913 вёл ад­во­кат­скую прак­ти­ку в Якут­ске, за­ни­мал­ся во­про­са­ми пра­во­во­го по­ло­же­ния и нар. об­ра­зо­ва­ния сре­ди ко­рен­ных на­ро­дов Си­би­ри. В 1917 ру­ко­во­дил ра­бо­той 1-го съез­да рус. и якут. кре­сть­ян в Якут­ске, стал ли­де­ром Якут. тру­дово­го сою­за фе­де­ра­ли­стов и зем­ско­го дви­же­ния в Яку­тии, из­бран де­пу­та­том Уч­ре­дит. со­б­ра­ния, в 1917–19 деп. Си­бир­ской об­ла­ст­ной ду­мы от Якут­ской обл. В 1920–23 ас­си­стент ф-та об­ществ. на­ук Ир­кут­ско­го ун-та. Сре­ди его учи­те­лей – Б. Э. Пет­ри, М. К. Аза­дов­ский, М. П. Алек­се­ев. В 1921–25 уча­ст­во­вал в экс­пе­ди­ци­ях, изу­чал пет­рог­ли­фы, ша­ман­ские ри­туа­лы и фольк­лор у яку­тов, эвен­ков, бу­рят и ха­ка­сов. В 1930–38 в НИИ язы­ка и куль­ту­ры при СНК Якут­ской АССР. В 1933 вёл пер­вые на­уч. рас­коп­ки в Яку­тии (мо­гиль­ни­ки в Ме­ги­но-Кан­га­лас­ском улу­се). Изу­чал и дал ва­ри­ант де­шиф­ров­ки ор­хо­но-ени­сей­ских над­пи­сей. Член РГО (1913). Дей­ст­вит. чл. Бу­рят­ско-монг. на­уч. об-ва им. Дор­жи Бан­за­ро­ва. В 1937 по­се­лил­ся в Дмит­ро­ве. В 1938 аре­сто­ван и при­го­во­рён к рас­стре­лу. В 1957 реа­би­ли­ти­ро­ван.

Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии, эт­но­гра­фии, фольк­ло­ру и ре­ли­гии на­ро­дов Вост. Си­би­ри. На ос­но­ве изу­че­ния фольк­ло­ра ре­кон­ст­руи­ро­вал эт­нич. ис­то­рию яку­тов. По фольк­лор­ным и эпи­гра­фич. ис­точ­ни­кам вы­дви­нул тео­рию о юж. про­ис­хо­ж­де­нии яку­тов. В ис­сле­до­ва­ни­ях ран­них форм ре­ли­гии при­вле­кал об­шир­ный срав­нит. ма­те­ри­ал, соз­дал ги­по­те­зу про­ис­хо­ж­де­ния ре­ли­гии, раз­ви­вал идею ре­лиг. синк­ре­тиз­ма. Ав­тор клас­сич. тру­дов по ша­ма­низ­му у яку­тов, бу­рят, тун­гу­сов (его дан­ные позд­нее бы­ли ис­поль­зо­ва­ны М. Элиа­де и С. А. То­ка­ре­вым).

Соч.: Культ су­ма­ше­ст­вия в Ура­ло-Ал­тай­ском ша­ма­низ­ме: (К во­про­су об «уми­раю­щем и вос­кре­саю­щем бо­ге»). Ир­кутск, 1929; Хре­стес. Ша­ма­низм и хри­сти­ан­ст­во: (Фак­ты и вы­во­ды). Ир­кутск, 1929; Пас­ту­ше­ский быт и ми­фо­ло­ги­че­ские воз­зре­ния клас­си­че­ско­го Вос­то­ка. Ир­кутск, 1929; Ле­ген­ды и рас­ска­зы о ша­ма­нах у яку­тов, бу­рят и тун­гу­сов: (Ма­те­риа­лы о ми­фо­ло­гии ура­ло-ал­тай­ских пле­мен в Се­вер­ной Азии). 2-е изд. М., 1930; Эл­лэй­а­да: Ма­те­риа­лы по ми­фо­ло­гии и ле­ген­дар­ной ис­то­рии яку­тов. М., 1977; Ура­анг­хай-са­ха­лар: Очер­ки по древней ис­то­рии яку­тов. Якутск, 1992; Ша­ма­низм: Избр. тру­ды. Якутск, 1992.

Лит.: Дьяч­ко­ва А. Н. Г. В. Ксе­но­фон­тов: уче­ный и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский дея­тель. Якутск, 2000; Ро­ма­но­ва ЕН. В. Ксе­но­фон­тов: миф о стран­ст­вую­щем ге­рое // Ре­прес­си­ро­ван­ные эт­но­гра­фы. М., 2003. Вып. 2.

Вернуться к началу