Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОШМА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 547

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Царёва

КОШМА́, вой­лоч­ный ко­вёр. К. бы­ва­ют как без­узор­ны­ми (по­крыш­ки юрт, по­сти­лоч­ные ков­ры и др.), так и узор­ны­ми, слу­жа­щи­ми гл. обр. для уб­ран­ст­ва жи­ли­ща. К. ук­ра­ша­ют­ся вка­ты­ва­ни­ем и на­ка­ты­ва­ни­ем узо­ра, ап­пли­ка­ци­ей, мо­заи­кой, вы­шив­кой, стёж­кой, рос­пи­сью, на­ши­ты­ми мо­не­та­ми, ра­ко­ви­на­ми и др. К. на­зы­ва­ют­ся так­же из­де­лия, из­го­тов­лен­ные и ор­на­мен­ти­ро­ван­ные в тех же тех­ни­ках (т. н. ко­шем­ные сум­ки, пла­щи, шап­ки и т. п.). На Ближ­нем Вос­то­ке и в Центр. Азии К. на­зы­ва­ют так­же на­мат (от др.-иран. «тро­ст­ник», «ци­нов­ка»).

Российский этнографический музей Иранская кошма со вкатанным орнаментом. Кон. 19 в. Российский этнографический музей (С.-Петербург).

Из­го­тов­ле­ние К. раз­ви­лось по­сле вы­ве­де­ния по­ро­ды шер­сти­стой ов­цы, т. е. не ра­нее 4-го тыс. до н. э. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние К. по­лу­чи­ли в ско­то­водч. куль­ту­рах, став важ­ней­шим пред­ме­том ко­че­во­го бы­та (см. в ст. Кочевни­чество).

Сфор­ми­ро­ва­лись че­ты­ре осн. тра­ди­ции, от­ли­чаю­щие­ся тех­но­ло­ги­ей ва­ля­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния К. Древ­ней­шая ана­то­лий­ско-иран­ская тра­ди­ция К. – од­но­тон­ных или со вка­тан­ным и на­ка­тан­ным узо­ром – рас­про­стра­не­на на Ближ­нем Вос­то­ке, в За­кав­ка­зье и Центр. Азии. Древ­ней­шие К. со сле­да­ми вка­тан­ных узо­ров из Бей­дже­сул­та­на (Центр. Ана­то­лия) да­ти­ру­ют­ся сер. 3-го тыс. до н. э. и свя­зы­ва­ют­ся с куль­ту­рой при­шлых с се­ве­ра степ­ных ин­до­ев­ро­пей­цев. Со 2-го тыс. до н. э. раз­ви­ва­лось из­го­тов­ле­ние К. в про­тои­ран­ской ци­ви­ли­за­ции Вост. Тур­ке­ста­на (по­се­ле­ния до­ли­ны р. Та­рим). С 6 в. до н. э. мас­те­ра круп­ных ре­мес­лен­ных цен­тров в Хо­ра­са­не, За­кав­ка­зье и др. объ­е­ди­ня­лись в гиль­дии. Их про­дук­ция бы­ла рас­про­стра­не­на от Ки­тая до Ис­па­нии. К ана­то­лий­ско-иран. тра­ди­ции, по-ви­ди­мо­му, при­мы­ка­ет из­го­тов­ле­ние вы­ши­тых К. в Каш­ми­ре. В Цир­кум­пон­тий­ской зо­не рас­про­стра­не­ны так­же ков­ри­ки из длин­но­вор­со­вой под­ва­ля­нной тка­ни (фи­лик­ли – в Тур­ции, кау­на­кес – в Гре­ции), тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния ко­то­рых вос­хо­дит к Шу­ме­ру (3–2-е тыс. до н. э.).

В 1-м тыс. до н. э. сфор­ми­ро­ва­лась па­зы­рык­ская тра­ди­ция кош­мо­ва­ля­ния, вы­со­чай­шие об­раз­цы ко­то­рой най­де­ны в Ту­ве (Ар­жан, кур­га­ны 1 и 2) и на Ал­тае (Па­зы­рык­ские кур­га­ны). К. па­зы­рык­ско­го ти­па име­ют тол­щи­ну 1–2 мм; ук­ра­ша­лись тон­чай­шей ап­пли­ка­ци­ей вой­ло­ком по вой­ло­ку (позд­нее – мо­заи­кой), вы­шив­кой, окон­ту­ри­ва­ни­ем шну­ром бе­ло­го цве­та, ку­соч­ка­ми зо­ло­той фоль­ги. Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ные про­дол­жа­те­ли па­зы­рык­ской тра­ди­ции – бал­кар­цы и ка­бар­дин­цы.

Фрагмент войлочного занавеса с аппликацией из 5-го Пазырыкского кургана. 3 в. до н. э. Эрмитаж (С.-Петербург).

К на­ча­лу н. э. в Центр. Азии сло­жи­лась сюн­нус­ская (хун­ну) тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния К. из не­сколь­ких сло­ёв вой­ло­ка (до 20 мм в тол­щи­ну), кры­тых шер­стя­ной тка­нью или шёл­ком, ор­на­мен­ти­ро­ван­ных в тех­ни­ке ап­пли­ка­ции, с час­той стёж­кой и обя­зат. окон­ту­ри­ва­ни­ем тол­стым шну­ром (напр., по­гре­баль­ные ков­ры из Но­ин-Улы). Эта тех­ни­ка ха­рак­тер­на для мон­го­лов, ту­вин­цев, бу­рят, та­тар, ка­за­хов, но­гай­цев и др.

Для ев­ро­пей­ской тра­ди­ции ти­пич­но пре­об­ла­да­ние не­ор­на­мен­ти­ро­ван­ных К. и по­лу­вой­ло­ков (до­пол­ни­тель­но ук­ре­п­лён­ных ни­тя­ми К. ли­бо под­ва­лян­ных тка­ней ти­па сук­на). Пер­вые на­ход­ки из Гер­ма­нии, Ни­дер­лан­дов, Скан­ди­на­вии да­ти­ру­ют­ся 2-м тыс. до н. э., с по­се­ле­ний куль­ту­ры Галь­штат в Центр. Ев­ро­пе – нач. 1-го тыс. до н. э. Ев­роп. К. ук­ра­ша­лись гл. обр. вы­шив­кой и рос­пи­сью.

Не­ко­то­рые на­ро­ды, напр. кир­ги­зы, ис­поль­зу­ют в из­го­тов­ле­нии К. все на­зван­ные тех­ни­ки.

Лит.: Сту­де­нец­кая Е. Н. Узор­ные вой­ло­ки ка­ра­ча­ев­цев и бал­кар­цев // Кав­каз­ский эт­ногра­фи­че­ский сбор­ник. 1976. Т. 6; Burkett M. E. The art of felt maker. Kendal, 1979; Bar­ber E. J. W. Prehistoric textiles: the develop­ment of cloth in the Neolitic and Bronze Ages. Princeton, 1991; Ца­ре­ва Е. Г. Вой­ло­ки Ев­разии // Куль­тур­ное на­сле­дие на­ро­дов Цен­траль­ной Азии, Ка­зах­ста­на и Кав­ка­за. СПб., 2006.

Вернуться к началу