Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Крадин

КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО, но­ма­дизм (от греч. νομάς, род. п. νομάδος – пас­тух, ско­то­вод, ко­чев­ник), об­раз жиз­ни, ос­но­ван­ный на пе­рио­дич. пе­ре­ко­чёв­ках. Как пра­ви­ло, тер­мин «К.» при­ме­ня­ет­ся к об­ще­ст­вам, за­ни­маю­щим­ся экс­тен­сив­ным ско­то­вод­ст­вом; ино­гда он от­но­сит­ся ко всем, кто ве­дёт под­виж­ный об­раз жиз­ни, вклю­чая бро­дя­чих охот­ни­ков-со­би­ра­те­лей, под­сеч­ных зем­ле­дель­цев, «мор­ских ко­чев­ни­ков» оранг-лау­тов Юго-Вост. Азии, миг­ри­рую­щие эт­нич. груп­пы (напр., цы­ган) и др. Вы­де­ля­ют ти­пы К. в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни осед­ло­сти: ко­че­вое (на­се­ле­ние по­сто­ян­но пе­ре­ме­ща­ет­ся со ста­да­ми, не имея осед­лых по­се­ле­ний), по­лу­ко­че­вое (часть вре­ме­ни, обыч­но зи­му, про­во­дят осед­ло), по­лу­осед­лое (со ста­да­ми ко­чу­ет толь­ко часть на­се­ле­ния). Учи­ты­ва­ет­ся так­же на­прав­ле­ние ко­че­ва­ния: вер­ти­каль­ное (го­ры – рав­ни­ны) и го­ри­зон­таль­ное, ко­то­рое мо­жет быть ши­рот­ным, ме­ри­дио­наль­ным, кру­го­вым и т. д. На­прав­ле­ния мо­гут варь­и­ро­вать в за­ви­си­мо­сти от эко­ло­гич., по­ли­тич. и др. фак­то­ров. Поч­ти все­гда ко­чев­ни­ки, по­ми­мо ско­то­вод­ст­ва, за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем; при этом ско­то­вод­ст­во в ко­че­вых об­ще­ст­вах со­хра­ня­ет пре­стиж­ный ха­рак­тер, а груп­пы, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на зем­ле­де­лии и пе­ре­хо­дя­щие на по­лу­осед­лый или осед­лый об­раз жиз­ни, со­сто­ят из обед­нев­ших ско­то­во­дов.

Вы­де­ля­ют семь боль­ших зон рас­про­стра­не­ния К. в его разл. фор­мах: 1) ев­ра­зий­ские сте­пи, где раз­во­дят «пять ви­дов» – ло­ша­дей (наи­бо­лее пре­стиж­ное жи­вот­ное), круп­ный ро­га­тый скот, овец, коз, верб­лю­дов (ха­рак­тер­но для мон­го­лов, бу­рят, ха­ка­сов, ту­вин­цев, кир­ги­зов, ка­за­хов и др.); 2) Ближ­ний Вос­ток, Иран, Аф­га­ни­стан, с пре­иму­ществ. раз­ве­де­ни­ем мел­ко­го ро­га­то­го ско­та, ло­ша­дей, верб­лю­дов и ос­лов (пуш­ту­ны, бах­тиа­ры, бе­луд­жи, тюрк. на­ро­ды Ира­на и Аф­га­ни­ста­на и др.); 3) Ара­вий­ская пус­ты­ня и Сев. и Сев.-Вост. Аф­ри­ка, где пре­об­ла­да­ет верб­лю­до­вод­ст­во (ара­бы-бе­дуи­ны, бер­бе­ры, ку­ши­ты); 4) са­ван­ны к югу от Са­ха­ры в Зап. Су­да­не (фуль­бе) и Вост. Аф­рике (ни­ло­ты), а так­же са­ван­ны Юж. Аф­ри­ки (ге­ре­ро, зу­лу, ко­са, кой-ко­ин), где раз­во­дят круп­ный ро­га­тый скот; 5) вы­со­ко­гор­ные рай­о­ны Азии (Ти­бет, Па­мир, Кав­каз) и Юж. Аме­ри­ки (Ан­ды), где на­се­ле­ние спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на по­лу­осед­лом от­гон­ном ско­то­вод­ст­ве; 6) оле­не­вод­че­ский ре­ги­он Си­би­ри и ев­роп. тун­д­ры (саа­мы, нен­цы, эвен­ки, эве­ны, нга­на­са­ны, чук­чи, ко­ря­ки и др.); 7) сев.-амер. Ве­ли­кие рав­ни­ны и юж.-амер. пам­па, жи­те­ли ко­то­рых раз­во­дят ло­ша­дей и за­ни­ма­ют­ся кон­ной охо­той на круп­ных ко­пыт­ных жи­вот­ных. К ме­нее об­шир­ным ре­гио­нам рас­про­стра­не­ния К. от­но­сят­ся Бал­кан­ские го­ры (аро­му­ны, ка­ра­ка­ча­ны) и др. (мно­гие из пе­ре­чис­лен­ных на­ро­дов ны­не яв­ля­ют­ся ко­чев­ни­ка­ми лишь ча­стич­но).

Для К. ха­рак­тер­ны раз­но­об­раз­ные спо­со­бы за­го­тов­ки ки­сло­мо­лоч­ных про­дук­тов и мя­са; блю­да из ва­рё­но­го тес­та (в т. ч. ва­рё­ные пи­рож­ки с на­чин­кой); раз­бор­ное пе­ре­нос­ное жи­ли­ще (па­лат­ка или ша­тёр, юр­та, чум, ти­пи) или кры­тая по­воз­ка (ки­бит­ка); ут­варь из де­ре­ва и ко­жи; ши­ро­кое упот­реб­ле­ние ков­ров (в т. ч. в Ев­ра­зии – вой­лоч­ных кошм); оде­ж­да из ме­ха, ко­жи, шер­сти (в Ев­ра­зии – в осо­бен­но­сти из вой­ло­ка). К. пред­по­ла­га­ет ус­той­чи­вое со­хра­не­ние ро­до­вой (кла­но­вой) и пле­мен­ной ор­га­ни­за­ции, слу­жив­шей ме­ха­низ­мом за­щи­ты чле­нов груп­пы, их стад и паст­бищ. Зна­чит. пре­иму­ще­ст­ва в во­ен. де­ле давали кочевникам ис­поль­зо­ва­ние вер­хо­вых ло­ша­дей и верб­лю­дов, ос­вое­ние тех­ни­ки вер­хо­вой ез­ды и во­ору­же­ния (саб­ля, слож­ный лук) и пле­мен­ная ор­га­ни­за­ция, на ос­но­ве которой фор­ми­ро­ва­лась во­ен. ор­га­ни­за­ция ко­че­вых об­ществ. Вла­де­ние ско­том, быв­шим гл. про­дук­том об­ме­на, да­ва­ло воз­мож­ность уве­ли­че­ния бо­гат­ст­ва и фор­ми­ро­ва­нию не­ра­вен­ст­ва и от­но­ше­ний за­ви­си­мо­сти. Для ко­че­вых об­ществ ха­рак­те­рен культ вой­ны, вои­на-всад­ни­ка, ге­рои­зи­ро­ван­ных пред­ков, на­шед­ший от­ра­же­ние в уст­ном твор­че­ст­ве (ко­чев­ни­ка­ми соз­да­ны об­шир­ные цик­лы ге­ро­ич. эпо­са). Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция и во­ин­ская идео­ло­гия ран­них ко­чев­ни­ков Ев­ра­зии вы­ра­же­ны в об­ра­зах ски­фо-си­бир­ско­го зве­ри­но­го сти­ля и в по­гре­баль­ном об­ря­де (соз­да­ние гран­ди­оз­ных по­гре­баль­ных со­ору­же­ний, в т. ч. кур­га­нов с бо­га­тым по­гре­баль­ным ин­вен­та­рём).

Спе­ци­фи­ка об­ществ. строя ко­чев­ни­ков ос­та­ёт­ся пред­ме­том спо­ров (дис­кус­сия о «ко­че­вом фео­да­лиз­ме» в сов. нау­ке 1930–60-х гг.; совр. кон­цеп­ции об осо­бом ва­ри­ан­те со­ци­аль­ной эво­лю­ции но­ма­дов; по­ле­ми­ка о на­ли­чии у них го­су­дар­ст­вен­но­сти и др.).

Древ­ней­шие фор­мы под­виж­но­го ско­то­вод­ст­ва сло­жи­лись в 4–3-м тыс. до н. э. на пе­ри­фе­рии пер­вых ци­ви­ли­за­ций Ближ­не­го Вос­то­ка, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют до­ме­сти­ка­ция ло­ша­ди (сте­пи Вост. Ев­ро­пы, 4-е тыс. до н. э.) и по­яв­ле­ние кры­тых колёсных по­во­зок (3-е тыс.). Его раз­витие спо­соб­ст­во­ва­ло в брон­зо­вом ве­ке ос­вое­нию ма­ло­при­год­ных для жи­лья тер­ри­то­рий степ­но­го поя­са Ев­ра­зии, рас­про­стра­не­нию разл. куль­тур­ных ин­но­ва­ций. С 3-го тыс. из­вест­ны ис­то­рич. ко­че­вые на­ро­ды Древ­не­го Вос­то­ка (амо­реи и др.). Клас­сич. К. сфор­ми­ро­ва­лось в ев­ра­зий­ских сте­пях на ру­бе­же 2–1-го тыс. до н. э. в свя­зи с раз­ви­ти­ем вер­хо­вой ез­ды, кон­ско­го сна­ря­же­ния и ме­тал­лич. воо­ру­же­ния, спо­соб­ст­во­вав­ше­го со­вер­шен­ст­во­ва­нию тех­ни­ки кон­но­го боя. С раз­ви­ти­ем вер­хо­вой ез­ды и ка­ва­ле­рии свя­за­на во­ен. тех­ни­ка у ара­бов-бе­дуи­нов. С рас­про­стра­не­ни­ем ло­ша­ди и вер­хо­вой ез­ды в Но­вом Све­те свое­об­раз­ная фор­ма К. воз­ник­ла и в Аме­ри­ке.

Ко­чев­ни­ки ни­ко­гда не су­ще­ст­во­ва­ли изо­ли­ро­ван­но от зем­ле­дель­че­ско­го ми­ра. Ну­ж­да­ясь в зем­ле­дельч. и ре­мес­лен­ной про­дук­ции, они по­лу­ча­ли её по­сред­ст­вом тор­гов­ли и др. ви­дов об­ме­на с со­се­дя­ми (так, фуль­бе бе­рут на вы­пас скот зем­ле­дель­цев), в ре­зуль­та­те войн, при че­ре­до­ва­нии на­бе­гов с пе­рио­да­ми вы­мо­га­ния по­дар­ков, взи­ма­ния да­ни, не­по­сред­ст­вен­ной экс­пан­сии и пе­ре­се­ле­ния в за­воё­ван­ную стра­ну. В ре­зуль­та­те та­ко­го пе­ре­селе­ния часть ко­чев­ни­ков пе­ре­ни­ма­ла куль­ту­ру зем­ле­дельч. и гор. на­се­ле­ния, а неко­то­рые ко­че­вые на­ро­ды (ду­най­ские и волж­ско-кам­ские бол­га­ры, венг­ры, ара­бы, та­та­ры, тур­ки-ос­ма­ны, уз­бе­ки, турк­ме­ны, ни­ге­рий­ские фуль­бе и др.) сли­лись с за­воё­ван­ным зем­ле­дельч. на­се­ле­ни­ем и в осн. ут­ра­ти­ли ко­че­вой об­раз жиз­ни, со­хра­няя при этом эле­мен­ты ко­че­вой куль­ту­ры (в тра­диц. кух­не, оде­ж­де, ин­терь­е­ре жи­ли­ща и др.), а ино­гда – и ко­че­вые груп­пы в сво­ём со­ста­ве.

Ис­то­рич. роль К. вы­рос­ла с воз­ник­но­ве­ни­ем «ко­че­вых им­пе­рий» Ев­ра­зии сер. 1-го тыс. до н. э. – сер. 2-го тыс. н. э.: объ­е­ди­не­ния ски­фов, хунну, сянь­би, жу­жаней, Тюрк­ский ка­га­нат, Ве­ли­кая Бол­га­рия, Ха­зар­ский ка­га­нат, Авар­ский ка­га­нат, араб­ский Ха­ли­фат, го­су­дар­ст­ва Ка­ра­ха­ни­дов, Сель­джу­ков, Мон­голь­ская им­пе­рия, Ос­ман­ская им­пе­рия и др. С ус­та­нов­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти ко­чев­ни­ки участ­во­ва­ли в транс­кон­ти­нен­таль­ной тор­гов­ле. С 1-го тыс. н. э. они со­вер­ша­ли круп­ные ми­гра­ции из Центр. Азии на за­пад (гун­ны, ава­ры, древ­ние тюр­ки, бул­га­ры, уг­ры, пе­че­не­ги, ки­да­ни, кип­ча­ки, мон­го­лы, тюр­ки-сель­джу­ки, кал­мы­ки и др.). По­сле монг. за­вое­ва­ний 13 в. с уча­сти­ем ко­чев­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась сеть тех­но­ло­гич. и куль­тур­но­го об­ме­на. Имен­но бла­го­да­ря ей в Зап. Ев­ро­пу по­па­ли по­рох, ком­пас и кни­го­пе­ча­та­ние (т. н. ср.-век. гло­ба­ли­за­ция). В Аф­ри­ке ко­чев­ни­ки так­же за­ни­ма­лись по­сред­ни­чес­кой ка­ра­ван­ной, в т. ч. транс­са­хар­ской, тор­гов­лей. В ре­зуль­та­те ко­чев­ни­чес­ких за­вое­ва­ний воз­ни­ка­ли гос. об­ра­зо­ва­ния (ос­но­ван­ная фуль­бе им­пе­рия Со­ко­то, соз­дан­ные тут­си го­су­дар­ст­ва Меж­озе­рья и др.).

В Но­вое вре­мя ко­чев­ни­ки ока­за­лись не­спо­соб­ны­ми кон­ку­ри­ро­вать с ин­ду­стри­аль­ной эко­но­ми­кой. Рас­про­стра­не­ние мно­го­за­ряд­но­го ог­не­стрель­но­го ору­жия и ар­тил­ле­рии по­ло­жи­ло ко­нец их во­ен. мо­гу­ще­ст­ву. Ко­чев­ни­ки ста­ли во­вле­кать­ся в мо­дер­ни­зац. про­цес­сы в ка­че­ст­ве под­чи­нён­ной сто­ро­ны. Это при­во­ди­ло к ут­ра­те ими па­ст­бищ, рос­ту без­ра­бо­ти­цы и ни­ще­ты, де­фор­ма­ции со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, де­гра­да­ции ко­че­во­го хо­зяй­ст­ва. В 20 в. в ря­де стран (СССР, Мон­го­лии, Ира­не и Аф­га­ни­ста­не) про­во­дилась на­сильств. се­ден­те­ри­за­ция (пе­ре­вод на осед­лость). По­сле рас­па­да со­циа­ли­стич. сис­те­мы в Ср. Азии и Мон­го­лии про­изош­ла об­рат­ная но­ма­ди­за­ция ско­то­во­дов. В на­стоя­щее вре­мя ко­че­вой об­раз жиз­ни ве­дут ок. 35–40 млн. чел. в Сев., Центр. и Внутр. Азии, на Ближ­нем Вос­то­ке, в Аф­ри­ке. В Ка­зах­ста­не, Кир­ги­зии, Мон­го­лии, Ни­ге­ре, Со­ма­ли, Мав­ри­та­нии и др. ко­чев­ни­ки со­став­ля­ют зна­чит. часть на­се­ле­ния.

Лит.: Мар­ков Г. Е. Ко­чев­ни­ки Азии. М., 1976; Ан­д­риа­нов Б. В. Не­осед­лое на­се­ле­ние ми­ра. М., 1985; Lattimore O. Inner Asian frontiers of China. 3rd ed. Hong Kong; Oxf., 1988; Barfield T. The perilous frontier: no­madic empires and China. 2nd ed. Camb., 1992; Кра­дин Н. Н. Ко­че­вые об­ще­ст­ва. Вла­ди­во­сток, 1992; Scholz F. Nomadismus. Theorie und Wandel einer sozio-ökologischen Kul­tur­weise. Stuttg., 1995; Humphrey C., Sneath D. The end of nomadism? Durham, 1999; Ха­за­нов А. М. Ко­чев­ни­ки и внеш­ний мир. Ал­ма­ты, 2000; Кра­дин Н. Н., Скрын­ни­ко­ва Т. Д. Им­пе­рия Чин­гис-Ха­на. М., 2006.

Вернуться к началу