Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОСОВА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

КОСОВА́РЫ, ко­сов­цы, ко­сов­ские ал­бан­цы (са­мо­на­зва­ния – Kosovarёt, Shqipta­rёt e Kosovёs), эт­нич. груп­па ал­бан­цев, осн. на­се­ле­ние Ко­со­во. Чис­лен­ность 2,2 млн. чел. (2008, оцен­ка); св. 100 тыс. чел. жи­вут так­же в стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в США. Го­во­рят на гег­ском диа­лек­те алб. язы­ка; об­су­ж­да­ет­ся воз­мож­ность соз­да­ния ко­сов­ско­го лит. язы­ка с при­да­ни­ем ему ста­ту­са го­су­дар­ст­вен­но­го. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не (гл. обр.), ок. 50 тыс. чел. – ка­то­ли­ки (в осн. При­зрен, Печ).

Фото А. А. Новика Косовары. Дом 19 в. в Приштине.

Тра­диц. за­ня­тия – земледелие и раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та (до­ли­на Ду­кагь­и­на на за­па­де), в го­рах – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (до­ли­на Ко­со­во на вос­то­ке). Бы­ли раз­ви­ты ору­жей­ное (При­зрен, Джя­ко­ви­ца; ха­рак­тер­на осо­бая тех­ни­ка ук­ра­ше­ния ору­жия чер­нью са­ват), юве­лир­ное (осо­бен­но у ка­то­ли­ков При­зре­на), зо­ло­то­швей­ное (осо­бен­но в 18 – 1-й пол. 19 вв.) ремёсла, тка­че­ст­во, изго­тов­ле­ние вой­лоч­ных го­лов­ных убо­ров (При­шти­на), ки­ли­мов (ха­рак­те­рен слож­ный гео­мет­рич. ор­на­мент из крас­ных, чёр­ных и бе­лых квад­ра­тов и ром­бов на крас­ном фо­не). Для тра­диц. жили­ща ха­рак­тер­но на­ли­чие муж­ской ком­на­ты (ода э бу­рэ­ве), слу­жа­щей для приё­ма гос­тей, обу­че­ния де­тей, со­б­ра­ний. К ком­на­те для гос­тей (зо­ма э мю­са­фи­рэ­ве) при­страи­ва­лась осо­бая туа­лет­ная ком­на­та, в ко­то­рой все­гда был со­суд для омо­ве­ний (иб­рик) со све­жей во­дой. Тра­диц. оде­ж­да мес­та­ми со­хра­ня­лась до кон. 20 в.; ны­не её обя­за­тель­но на­дева­ют в празд­ни­ки. Жен­ский кос­тюм вклю­ча­ет шёл­ко­вую блу­зу с длин­ны­ми ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми и вы­ши­тым во­рот­ни­ком и ши­ро­кие шта­ны (ди­ми), ко­торые но­сят с каф­та­ном (до­ла­ма) ли­бо с без­ру­кав­кой (елек), но­го­ви­ца­ми и дву­мя шёл­ко­вы­ми по­лот­ни­ща­ми, по­вя­зан­ны­ми во­круг поя­са; елек, но­го­ви­цы, дола­ма по­кры­ты бо­га­той вы­шив­кой. Го­лов­ной убор – круг­лая ша­поч­ка с ме­тал­лич. на­шив­ка­ми ли­бо вы­ши­тый пла­ток, обувь – бар­хат­ные вы­ши­тые туф­ли с уз­ким нос­ком. Муж­ская оде­ж­да се­ве­ро­ал­бан­ско­го ти­па; вой­лоч­ная шап­ка че­ле­ше, или ке­ле­ше (ме­ст­ное назв. – плис), слу­жит эт­нич. сим­во­лом, по­жи­лые муж­чи­ны но­сят её и с ев­роп. кос­тю­мом. Ха­рак­тер­ное блю­до – пе­чё­ные фар­ши­ро­ван­ные бак­ла­жа­ны (имам ба­ял­ды). Тра­диц. семья – боль­шая пат­ри­ар­халь­ная. Ка­лен­дар­ный цикл вклю­ча­ет му­сульм. и хри­сти­ан­ские эле­мен­ты, напр. при­уро­чи­ва­ние ско­то­водч. цик­ла к дням па­мяти свя­тых – Ге­ор­гия (23 апр. – вы­гон ско­та на лет­ние па­ст­би­ща) и Ди­мит­рия (26 окт. – воз­вра­ще­ние в де­рев­ни). На Ра­ма­зан на ули­цах му­зы­кан­ты бьют в ба­ра­ба­ны (да­улл), опо­ве­щая ок­ру­гу о празд­ни­ке; на­ча­ло иф­та­ра (ужи­на) от­ме­ча­ют стрель­бой из пуш­ки. Для уст­но­го твор­че­ст­ва ха­рак­тер­но му­зи­ци­ро­ва­ние на смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах. В Пе­че и Ру­го­ве рап­со­ды до сих пор ис­пол­ня­ют ге­ро­ич. эпос. Рас­про­стра­не­на так­же лю­бов­ная ли­ри­ка.

В При­шти­не ра­бо­та­ет Эт­но­гра­фич. му­зей, за­ни­маю­щий це­лый квар­тал ис­то­рич. цен­тра. Про­во­дят­ся еже­год­ные муз. и тан­це­валь­ные фес­ти­ва­ли.

Лит.: Statovci D. Zhvillimi historik i zejtarisë dhe rëndësia e saj bashkëkohore për strukturën ekonomiko-shoqërore të KSA të Kosovës. Prish­tinë, 1982; Shkodra Z. Qyteti shqiptar gjatë Rilindjes Kombëtare. Tiranë, 1984; Gjergji A. Veshjet shqiptare në shekuj. Origjina. Tipo­logjia. Zhvillimi. Tiranë, 2005; Stublla Sh. Mbijetesa: aspekti muzeor. Prishtinë, 2007.

Вернуться к началу