Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́СА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Сиим; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Фото В. А. Снатенкова Женщины коса.

КО́СА (са­мо­на­зва­ние – ама­льо­са, amaХhosa) (ус­тар. – каф­ры), на­род груп­пы нго­ни в Юж. Аф­ри­ке. Жи­вут в ЮАР (вто­рой по чис­лен­но­сти на­род; в Вост. Кап­ской пров. – 5,4 млн. чел., в осн. на тер­ри­то­рии быв. бан­ту­ста­нов Транс­кей и Сис­кей; в Зап. Кап­ской пров. – 1,1 млн. чел.; в пров. Гау­тенг – 0,7 млн. чел.; в про­вин­ци­ях Сво­бод­ное гос-во и Ква­зу­лу-На­тал – по 0,2 млн. чел.; 2001, пе­ре­пись), Зим­баб­ве (29 тыс. чел.), на юге Ле­со­то (22 тыс. чел.) и в Бот­сване (9,9 тыс. чел.). Го­во­рят на яз. ко­са; рас­про­ст­ра­не­ны так­же язы­ки зу­лу, сва­ти, аф­ри­ка­анс, анг­лий­ский. По ре­ли­гии в осн. про­тес­тан­ты, часть при­дер­жи­ва­ет­ся аф­рох­ри­сти­ан­ских син­кре­тич. куль­тов и тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Ди­на­стич. ге­неа­ло­гии воз­во­дят К. к во­ж­дю Ко­са, пре­ем­ни­ку ро­до­на­чаль­ни­ка нго­ни Мнгу­ни (по др. вер­сии, назв. «К.» про­ис­хо­дит из кой­сан­ских язы­ков). Воз­мож­но, что с по­ис­ка­ми пра­ро­ди­ны свя­за­ны ми­гра­ции от­ря­дов нго­ни в сер. 19 в. на се­вер, вплоть до оз. Вик­то­рия. Ко вре­ме­ни по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев (сер. 17 в.) К. за­ни­ма­ли вост. часть Юж. Аф­ри­ки, к вос­то­ку от р. Фиш. В 18 в. воз­ник со­юз пле­мён К. под вла­стью во­ж­дя Фа­ло (1715–75). В ос­но­ве сою­за ле­жа­ли ге­неа­ло­гич. ие­рар­хия ро­до­вых групп и во­ен. ор­га­ни­за­ция, ос­но­ван­ная на поло­воз­ра­ст­ной стра­ти­фи­ка­ции. Власть во­ж­дя на­сле­до­ва­лась пат­ри­ла­те­раль­но. По­сто­ян­ные кон­так­ты с аф­ри­ка­не­ра­ми с нач. 18 в. С 1770-х гг. ока­зы­ва­ли во­оруж. со­про­тив­ле­ние аф­ри­ка­нер­ским и англ. ко­ло­ни­за­то­рам (т. н. Кафр­ские вой­ны), за­вер­шив­шее­ся по­ра­же­ни­ем К. при Нго­ай­че­би (1877) и по­те­рей К. сво­их зе­мель. В 1856–57 в ре­зуль­та­те мас­со­во­го па­де­жа ско­та и го­ло­да (по­гиб­ло ок. 50 тыс. К.) рас­про­стра­ни­лось ре­лиг. дви­же­ние, вы­ра­жав­шее­ся в ис­треб­ле­нии стад. Хри­сти­ан­ст­во ста­ло рас­про­стра­нять­ся с 1820-х гг. и осо­бен­но с нач. 20 в.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для Юж. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (про­со, сор­го, ку­ку­ру­за, бо­бо­вые, та­бак) и ско­то­вод­ст­во. Скот был пре­стиж­ной цен­но­стью и ос­но­вой вы­ку­па за не­вес­ту (ло­бо­ла). Тра­диц. ре­мёс­ла – плав­ка и ков­ка же­ле­за (ору­жие, ору­дия и ук­ра­ше­ния). Гон­чар­ст­во раз­ви­то сла­бо. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции боль­шая по­ли­гин­ная се­мья (усап­хо), пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, вос­хо­дя­щие к ми­фич. пред­кам (Тье­не, Зум­бе, Бхук­ва­на и др.), ли­нид­жи (уми­ло­во) глу­би­ной до 4 по­ко­ле­ний (у зна­ти до 25 по­ко­ле­ний), свя­зан­ные ри­туа­ла­ми жиз­нен­но­го цик­ла, куль­том пред­ков и же­рт­во­при­но­ше­ния­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Прак­ти­ку­ют­ся муж­ские (ул­ва­лу­ко) и жен­ские (ин­тонд­жа­не) ини­циа­ции, со­про­во­ж­даю­щие­ся об­ре­за­ни­ем; осо­бые ар­го име­ют юно­ши (исик­хвет­ха) и за­муж­ние жен­щи­ны (хло­нип­ха); рас­про­ст­ра­не­ны ша­ма­низм (в осн. жен­ский; ша­ма­ны – амаг­къи­ха – про­хо­дят пя­ти­лет­нее по­свя­ще­ние), культ пред­ков, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Ут­хи­льо (Укьма­та). Устное твор­че­ст­во – об­щие для нго­ни ге­неа­ло­гич. и эт­но­ге­не­тич. ле­ген­ды, ис­то­рич. эпос (иси­бон­го), ис­пол­няе­мый проф. ска­зи­те­ля­ми им­бонд­жи, сказ­ки (ин­тсо­ми), пес­ни и тан­цы (наи­бо­лее из­вест­ны сва­деб­ные пес­ни конг­конг­т­ва­не).

Раз­ви­ты от­ход­ни­че­ст­во в го­ро­да, ра­бо­та по най­му. В 20 в. раз­ви­ва­ет­ся проф. лит-ра, му­зы­ка. К. при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в борь­бе с апарт­хей­дом. Пред­ста­ви­те­ли К. за­ни­ма­ют ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние в Аф­ри­кан­ском на­цио­наль­ном кон­грес­се.

Лит.: Soga J. H. The Ama-Xosa. L., 1932; Ham­mond-Tooke W. D. Bhaca society. Cape Town, 1962; The Bantu-speaking peoples of Southern Africa. 2nd ed. L., 1974; Zenani N. The world and the word: tales and observa­tions from the Xhosa oral tradition. Madison; L., 1992; Switzer L. Power and resistance in an Af­rican society: the Ciskei Xhosa and the ma­king of South Africa. Madison; L., 1993; Ka­schula R. A. Xhosa. N. Y., 1997.

Вернуться к началу