КОРЕ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРЕ́ЙЦЫ (самоназвания: в Республике Корея – хангук-сарам – люди страны Хангук; в КНДР – чосон-сарам – люди страны Чосон; в России сохранилось одно из самых ранних самоназваний – корё-сарам), народ, осн. население Республики Корея и КНДР. Численность в Республике Корея 46,9 млн. чел., в КНДР 23,7 млн. чел. Живут также в др. странах Вост. Азии: в Сев.-Вост. Китае [кит. чаосяньцзу, 1,9 млн. чел., из них 854 тыс. чел. в Яньбянь-Корейском автономном окр. в пров. Гирин (Цзилинь) – 2000, перепись], Японии (ок. 700 тыс. чел.) и др.; Центр. Азии: в Узбекистане (200–250 тыс. чел.), Казахстане (99,7 тыс. чел. – 1999, перепись) и др.; в России (148,6 тыс. чел. – 2002, перепись), а также в США (1,5 млн. чел. кор. происхождения – 2005, перепись), Канаде (146,6 тыс. чел.) и др. Общая численность ок. 78 млн. чел. (2008, оценка). Говорят на корейском языке. Верующие – христиане (протестанты и католики), буддисты, последователи корейских синкретических культов.
В сложении К. участвовали палеоазиатский, австронезийский и протоалтайский этнич. компоненты. К. имеют обширную диаспору (гёпо, донпо), в городах Азии, Австралии, Америки и Европы сформировались компактные кварталы с кор. населением («кореатауны»). С 1860-х гг. они выезжали на северо-восток Китая и в рос. Приморье.
Иммиграция в рос. Приморье резко усилилась с кон. 19 в. (так, в 1897 в России К. насчитывалось 26 тыс., в 1926 в СССР – 87 тыс., из них 84,9 тыс. чел. – в Дальневосточном округе). Посьетский (ныне Хасанский) и Суйфунский (упразднён в 1930) районы Дальневосточного края, где они составляли соответственно 95 и 50% населения, преобразованы в кор. нац. районы; кор. сельсоветы создавались и в др. местах компактного проживания К. Появлялись кор. библиотеки, клубы, школы и техникумы, в 1931–1937 во Владивостоке действовал Кор. педагогич. ин-т, с 1932 работал кор. театр; на кор. яз. выпускалась пресса. В 1937–1938 св. 180 тыс. рос. К. было выселено в Узбекистан (в долину р. Чирчик в Ташкентской обл. и низовья Амударьи в Каракалпакии) и на юг Казахстана (ныне Кзыл-Ординская обл. и окрестности г. Уштобе Алма-Атинской обл.). По переписи 1939, в СССР насчитывалось 182,3 тыс. К., из них 96,5 тыс. чел. – в Казахстане и 72,9 тыс. чел. – в Узбекистане. Преподавание на кор. яз. было прекращено. В Ср. Азии К. занимались в осн. поливным рисоводством, сохранили традиц. одежду, кухню. В 1989 кор. яз. владели 92,7% К. СССР, 49,4% из них называли его родным; рус. яз. называли родным 50,1%. Сформировалась кор. русскоязычная интеллигенция. В 1970–1980-х гг. началась миграция среднеазиатских К. на Сев. Кавказ, в Ростовскую обл., Краснодарский и Ставропольский края, с кон. 1980-х гг. – в центр. районы России. В 1993 принято постановление ВС РФ «О реабилитации российских корейцев».
Особую группу составляют сахалинские К. – потомки завезённых японцами в 1-й пол. 20 в. рабочих; после 2-й мировой войны б. ч. их осталась в СССР, но была лишена гражданства. Ныне многие из них уезжают в Республику Корея.
В Дальневосточном федеральном окр. РФ, по переписи 2002, насчитывалось 61,9 тыс. К. (из них в Сахалинской обл. 29,6 тыс. чел., в Приморском крае 17,9 тыс. чел., в Хабаровском крае 9,5 тыс. чел.), в Юж. федеральном окр. – 39 тыс. К. (из них в Ростовской обл. 11,7 тыс. чел.), в Москве 8,6 тыс. корейцев. Св. 80% рос. К. живут в городах. В Южно-Сахалинске, Алма-Ате издаются газеты на кор. яз., в Москве на рус. яз. – газ. «Российские корейцы», в Алма-Ате работает кор. театр.
Традиц. культура типична для народов Вост. Азии. Осн. занятие – пашенное замледелие, гл. обр. поливное рисоводство. Землю обрабатывали полозным плугом (чэньги) с плоским лемехом. Сеют также чумизу, сорго, бобовые, хлопок, коноплю, овощные и огородные культуры, в горных районах – суходольный рис, кукурузу; в районе г. Кэсон имеются плантации женьшеня. Разводят тягловый скот, свиней, а также овец и птицу. Развито шелководство, на побережье – рыболовство, добыча мор. животных (моллюски, каракатицы, крабы, креветки) и соли, сбор водорослей. Традиц. ремёсла – ткачество (из шёлка – в провинциях Сев. Пхёнан, Юж. Пхёнан, Сев. Чолла и Юж. Чолла; из хлопка – в городах Хверён, Кёнсон, Хансан, Инчхон, Сосан), вышивка (в т. ч. панно-свитков), произ-во кирпича (в окрестностях Сеула и Пхеньяна), керамич. посуды и черепицы, фарфора (с 11–12 вв. – серо-голубого с вкраплениями белой и чёрной глины; с 14 в. – белого с росписью кобальтом), лаковых изделий, бронзовой посуды (с 18 в. – в провинциях Кёнгидо, Канвондо, Сев. Чолла и Юж. Чолла), бумаги (в провинциях Кёнгидо и Сев. Чолла и Юж. Чолла), плетение (им занимались мужчины); центрами мн. производств были буддийские монастыри, обработкой кожи занимались представители низшего сословия (пэкчхон). Традиц. усадьба обнесена глинобитной или каменной оградой, в глубине ставится жилой каркасно-столбовой дом (чип) с плетёными, обмазанными глиной стенами на земляной, обложенной камнем платформе (выс. до 50 см) с соломенной или черепичной 4-скатной крышей с приподнятыми краями. Жилище имеет кухню (пуок), нижнюю (арыппан) и верхнюю (уппан) жилые комнаты; иногда включает до 8 комнат, выходящих на наружную галерею (покто). Для семьи старшего сына часто строят отд. дом. Традиционная система отопления типа гипокауста (ондоль, кудури) сохраняется и в многоэтажных гор. постройках. Одежда (ханбок, чосон-от) чаще белого цвета, у молодых женщин – яркой гладкой раскраски (обычно сочетаются два цвета). Одежда ранее не сшивалась, а склеивалась картофельным крахмалом. Ханбок состоит из штанов (пади, баджи), у мужчин заправленных в белые матерчатые носки (посон); правозапашной куртки (чогори) с невысоким воротником: у мужчин – расклешённой, у женщин – короткой, с бантом на груди, с широкой юбкой (чима, чхима), подвязываемой на груди широким поясом (был распространён обычай бинтования груди); зимой носили халат (дурумаги, турумаги). Плечевая одежда имеет туникообразный покрой. Обувь – плетённые из соломы или верёвок сандалии, в дождь – деревянная на высокой платформе. До вступления в брак юноши заплетали волосы в косу, после – мужчины собирали пучок на макушке, женщины – на затылке с длинной булавкой (бинё, пинё). Характерны мужские чёрные шляпы с полями (гат, кат). В придворной среде с 14 в. распространилась одежда кит. покроя. Осн. пища – сваренный на пару рис (пап) с приправами (банчан, панчан); острые квашеные овощи (кимчи), соевые паста (чан) и соус (канджан), маринованная с приправами рыба (хве); едят свинину и мясо собак, традиционно почти не употребляют молока. Из фруктовых соков приготовляют прохладит. напиток ымчхонню; чая пьют мало; рисовую водку (сул) пьют подогретой. По праздникам готовят лапшу (куксу) с острым бульоном, хлеб из клейкого риса или проса (чхаллток), сласти из клейкого риса, фруктов, мёда, орехов.
В билатеральную родств. группу (чиньок) включаются представители 4 восходящих и 4 нисходящих поколений (чон) по мужской линии (чонгчин, или тангнэ, букв. «внутри дома») и 3 восходящих и 3 нисходящих поколений по женской линии (ойчин). Несколько чонгчин образуют патрилинидж (па), неск. патрилиниджей – роды (тонгйок), связанные с определённой местностью (пон – «корень»). Роды, носящие общее имя (сонг), образуют экзогамную фратрию (чоксок). В большой семье (кайок) господствовали патриархальные отношения. Имущество наследовал старший сын. Были распространены усыновление (обычно – старшего сына брата), примачество. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Термины обращения отличаются от терминов обозначения; термины родства не употребляются без показателей неотторжимой принадлежности; распространены текнонимия и обычай называния родственников по месту проживания.
Свадебный обряд включает поездку жениха (обязательно верхом) за невестой, его проживание в доме невесты в течение нескольких дней, свадебный поезд, сопровождающий невесту в дом жениха, состязания между роднёй жениха и невесты и т. п. Свадебная одежда – из яркого шёлка, богато расшитая, халат у жениха (дурумаги) обычно голубого цвета, у невесты (вонсам) – красного, с очень широкими рукавами; головной убор жениха – чёрная высокая шапка, сплетённая из конского волоса или тончайших пластин бамбука, с крыльями, невесты – с широкими лентами по бокам (джокдури, чогори).
На праздники (Новый год Соль; летний праздник Тано – 5-й день 5-го месяца; осенний праздник урожая Чусок) мужчины играют в кости (ютнори), женщины качаются на доске (нольттвиги) в сопровождении пения, дети пускают воздушных змеев; исполняются танцы в масках (Льва и др.), устраиваются состязания в борьбе (миндун и сирым), стрельбе из лука, игра с мячом (сонма кекку) и др. Распространены космогонич. мифы, культы верховного небесного божества (Ханыним), духов гор (сансин; хозяином леса и гор считается Тигр – Хосин), рек, озёр, колодцев (мульквисин, представляемых в виде драконов ёнван), поселений (сонан), домашних духов (касин), культ родовых предков (представляемых в виде Медведя) и т. п. Почитаются первопредки – основатели кор. государств; особо отмечается День рождения Тангуна (3 октября) – гос. праздник в Республике Корея. В селениях почитались священные места (соттэ); существовали жрецы, слепые колдуны (пансу). Шаманами (мудан) могли быть мужчины и женщины; во время особо важных камланий (кутнори) шаман-мужчина мог надевать женское платье. Шаманские атрибуты – металлические гонг и барабан, жезл, сосновая ветка.
Устное творчество. Нар. музыка (согак) включает песни минё (героико-патриотич., лирич., шуточные и др.), инструментальную музыку, шаманскую музыку муак (инструментальное сопровождение шаманского ритуала кут: на юге Кореи – ансамбль духовых, на вост. побережье – барабан чанго). Наряду с сольным пением распространено хоровое многоголосное. Сольные инструментальные пьесы санджо исполняются на цитрах каягым или комунго либо на флейте в сопровождении барабана чанго. Инструментальная музыка нонъак («крестьянская музыка») исполняется почти исключительно крестьянскими духовыми оркестрами (обязательно наличие чанго) на сельских праздниках; в особенности популярны пьесы самуллори, основанные на крестьянских мелодиях, в исполнении 2 гонгов (кквэнгвари, чин) и 2 барабанов (чанго, пук).