Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́НКАНИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 45

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская
Фото Rahul Ganguly Конкани. Традиционный дом в Гоа.

КО́НКАНИ (са­мо­на­зва­ние – конк­н­ни, в Ма­ха­раш­тре – кок­ни, в Кар­на­та­ке – конг­ни), ин­доа­рий­ский на­род в Зап. Ин­дии (Кон­кан­ское по­бе­ре­жье). Ком­пакт­но рас­се­ле­ны в шта­те Гоа (осн. на­се­ле­ние), при­бреж­ных рай­онах шта­тов Ма­ха­раш­тра (обл. Кон­кан) и Кар­на­та­ка (обл. Ман­га­лур) и в шта­те Ке­ра­ла. Чис­лен­ность 2,5 млн. чел. (2001, пе­ре­пись), из них ок. 34% про­жи­ва­ют в Гоа, св. 40% – в Кар­на­та­ке, св. 17% – в Ма­ха­раш­тре, 3,6% – в Ке­ра­ле. Ок. 150 тыс. чел. жи­вут так­же в Па­ки­ста­не (г. Ка­ра­чи), стра­нах Пер­сид­ско­го зал., Юж. и Вост. Аф­ри­ки, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США, Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии (г. Мель­бурн) и др. Язык кон­ка­ни, от­но­сит­ся к ин­доа­рий­ским язы­кам; бли­зок к ма­рат­хи (иног­да при­зна­ёт­ся его диа­лек­том), ис­пы­тал влия­ние кан­на­да, ту­лу, араб., перс. и пор­туг. язы­ков. При­знан офиц. язы­ком Гоа (пись­мен­ность де­ва­на­га­ри); сре­ди ка­то­ли­ков бо­лее рас­про­стра­не­на ла­тин­ская, сре­ди му­суль­ман – араб. пись­мен­ность, в Кар­на­та­ке – пись­мо кан­на­да, в Ке­ра­ле – ма­лая­лам. Боль­шин­ст­во К. зна­ют два, ок. по­ло­ви­ны – три язы­ка: го­во­рят так­же по-анг­лий­ски, по-пор­ту­галь­ски (ка­то­ли­ки), на ма­рат­хи и кан­на­да (ин­дуи­сты), ур­ду (му­суль­ма­не). Хри­стиа­не (Гоа, Ман­га­лур), в осн. ка­то­ли­ки, есть так­же про­те­стан­ты; ин­ду­сы (Гоа, Ма­ха­рашт­ра, Кар­на­та­ка, Ке­ра­ла); му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в осн. ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба (Ма­ха­рашт­ра, Кар­на­та­ка).

Кон­кан, на­ря­ду с Ма­ла­ба­ром, пред­став­ля­ет со­бой ог­ра­ни­чен­ную Зап. Га­та­ми уз­кую при­бреж­ную по­ло­су зем­ли с бла­го­при­ят­ны­ми для мо­ре­пла­ва­ния ус­ло­вия­ми, ча­стич­но изо­ли­ро­ван­ную от внутр. райо­нов Ин­до­ста­на. Пред­ки К.  ин­до­арий­ские пе­ре­се­лен­цы на­ча­ла н. э. (в т. ч. брах­ма­ны-са­рас­ват) и ав­то­хтон­ные пле­ме­на зап. по­бе­ре­жья Ин­до­ста­на (кок­на). С кон. 7 в. здесь ста­ли се­лить­ся араб. куп­цы, рас­про­стра­нял­ся ис­лам. Сре­ди К.-му­суль­ман раз­ли­ча­ют­ся при­ви­ле­ги­ров. груп­пы, вос­хо­дя­щие к араб. пред­кам (джа­маа­тис; за­ня­ты в осн. тор­гов­лей, су­до­строе­ни­ем и зем­ле­де­ли­ем), и по­том­ки об­ра­щён­ных в ис­лам ме­ст­ных жи­те­лей (дал­дис, ма­хид­жир; в осн. из кас­ты ры­бо­ло­вов ко­ли). С при­хо­дом в Гоа пор­ту­галь­цев (1510) зна­чит. часть К. бы­ла об­ра­ще­на в хри­сти­ан­ст­во, му­суль­ма­не ис­треб­ле­ны или бе­жа­ли на со­сед­ние тер­ри­то­рии. Ре­лиг. об­щи­ны К. не­од­но­крат­но под­вер­га­лись го­не­ни­ям, пе­ре­се­ле­ни­ям и по­пыт­кам на­сильств. об­ра­ще­ния в иную ве­ру: по­сле вве­де­ния ин­кви­зи­ции (1560), во вре­мя войн с Би­джа­пу­ром в 1571, с ма­рат­ха­ми в 1683–1740, анг­ло-май­сур­ских войн в 1768–84.

К. за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем, план­та­ци­он­ным хо­зяй­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом. Ин­ду­ист­ские обы­чаи и ка­сто­вая ор­га­ни­за­ция со­хра­ня­ют своё влия­ние в куль­ту­ре всех К. У К.-хри­сти­ан ду­хо­вен­ст­во про­ис­хо­дит ис­клю­чи­тель­но из слоя ба­мон­нов (брах­ма­нов). Мно­гие жи­вут в го­ро­дах (Мум­баи, Рат­на­ги­ри, Мал­ва­не и др.), за­ня­ты в тор­гов­ле и бан­ков­ской сфе­ре, име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Ман­га­лур зна­ме­нит про­из-вом че­ре­пи­цы и тек­сти­ля. В со­ста­ве К. замк­ну­тые об­щи­ны об­ра­зу­ют так­же вы­ход­цы из Аф­ри­ки (сид­ди) – по­том­ки пи­ра­тов (ха­ба­ши; жи­вут в об­лас­тях Рай­гад и Рат­на­ги­ри в Ма­ха­раш­тре, ис­по­ве­ду­ют ис­лам) и ра­бов (в рай­оне г. Кар­вар на се­ве­ре Кар­на­та­ки).

Фото Frederick Noronha Конкани. Карнавал в Гоа.

Жи­ли­ще сыр­цо­вое или ка­мен­ное с че­ре­пич­ной кры­шей. Свое­об­ра­зен го­ан­ский ар­хит. стиль, сфор­ми­ро­вав­ший­ся в 18 – нач. 19 вв.: до­ма на вы­со­ком фун­да­мен­те, об­ра­щён­ные на ули­цу кры­ты­ми ве­ран­дой и крыль­цом (бал­койн) с си­де­нья­ми и ор­на­мен­ти­ро­ван­ны­ми ко­лон­ка­ми; ха­рак­тер­ны рез­ные стук­ко­вые кар­ни­зы, пор­та­лы, окон­ные на­лич­ни­ки, яр­кая рас­крас­ка (пор­ту­галь­цы за­пре­ща­ли бе­лить ча­ст­ные жи­лые до­ма); центр. часть до­ма за­ни­ма­ет па­рад­ная ком­на­та (са­ла). Тра­диц. кух­ня вклю­ча­ет блю­да из ры­бы, сви­ни­ны, ку­ря­ти­ны с со­усом кар­ри (в нём ис­поль­зу­ет­ся ко­ко­со­вый сок) и ри­сом. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па, испытала влияние систем маратхов, каннара, тулу. Сиб­лин­ги ро­ди­те­лей и сиб­лин­ги го­во­ря­ще­го де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту и по­лу. Предпочитаются кросскузенные бра­ки. Со­хра­ня­ют­ся инд. сва­деб­ные обы­чаи. По празд­ни­кам (кар­на­вал Мар­ди Гра и др.) уст­раи­ва­ют­ся кос­тю­ми­ро­ван­ные про­цес­сии. Для уст­но­го твор­че­ст­ва ха­рак­тер­но со­че­та­ние ин­дий­ских и ев­ро­пей­ских (гл. обр. пор­туг.) тра­ди­ций. У ка­то­ли­ков Гоа рас­про­стра­не­ны: тан­цы с пе­ни­ем – ман­до, кол­лек­тив­ный ден­кх­ни, пар­ный кру­го­вой кор­ри­ди­ньо; жен­ские сва­деб­ные пес­ни (ови; в Ман­га­лу­ре – во­вьо). В ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лях (су­ва­ри) уча­ст­ву­ют разл. идио­фо­ны, мем­брано­фон гху­мат и др. Раз­ви­та эс­т­рад­ная му­зы­ка (Ре­мо Фер­нан­дес, ка­над. груп­па «Гоа Ами­гос» и др.). Сфор­ми­ро­вал­ся тра­диц. те­атр (ти­арт).

В 16 в. на кон­ка­ни в лат. гра­фи­ке бы­ло за­пи­са­но из­ло­же­ние «Ма­хаб­ха­ра­ты», пер­вая грам­ма­ти­ка кон­ка­ни опуб­ли­ко­ва­на в 1563. В 17–18 вв. на кон­ка­ни и ма­рат­хи соз­да­ва­лись пе­ре­вод­ные и ори­гиналь­ные хри­сти­ан­ские тек­сты (ре­лиг. трак­та­ты, гим­ны и др.). Фор­ми­ро­ва­нию лит-ры на кон­ка­ни спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность пи­са­те­ля Ше­ноя Го­эм­ба­ба (1877–1946); го­дов­щи­на его смер­ти (9 апр.) от­ме­чает­ся как Все­мир­ный день кон­ка­ни (Vis­wa Konknni Dis). По­сле ос­во­бо­ж­де­ния Гоа (1961) ве­лась борь­ба за адм. ста­тус тер­ри­то­рии и яз. кон­ка­ни (за­вер­ши­лась в 1987 соз­да­ни­ем шта­та Гоа). В ди­ас­по­ре су­ще­ст­ву­ют эт­но­куль­тур­ные ор­га­ни­за­ции К.: в Де­ли, Най­ро­би, Лон­до­не, То­рон­то, Сид­нее и др.

Лит.: Katre S. M. On some kinship terms in Konkani // Studies in Indian Linguistics. Pro­fessor M. B. Emeneau Sastipūrti volume. [Poo­na], 1968; Katre L. S. Konkani kinship terms // Indian Linguistics. 1970. Vol. 31; Prabhu M. Sarasvatiʼs children: a history of the Manga­lo­rean christians. Bangalore, 1999; Sarade­sāya M. A history of Konkani li­terature: from 1500 to 1992. New Delhi, 2000.

Вернуться к началу