Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАШКА́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАШКА́ЙЦЫ (са­мо­на­зва­ние – каш­каи, воз­мож­но, от «кач­каи» – бе­жав­шие), тюрк. на­род на юге Ира­на. Жи­вут в го­рах За­грос ме­ж­ду г. Дже­хром и вер­ховь­я­ми р. Ру­де-Шур на юге и г. Се­ми­ром и вер­ховь­я­ми р. Поль­вар на се­ве­ре (ос­тан Фарс). Чис­лен­ность 1,7 млн. чел. (2008, оцен­ка). Го­во­рят на каш­кай­ском яз., близ­ком к азер­бай­джан­ско­му. Рас­про­стра­нён так­же перс. яз. К. – му­суль­ма­не-шии­ты.

Эт­но­ге­нез К. дис­кус­сио­нен. Об­щее назв. «К.» рас­про­стра­ни­лось во 2-й пол. 18 в. Де­лят­ся на 5 круп­ных (дар­ре­шу­ри, шеш­бу­люк, каш­ку­ли, фар­си­ма­дан и воз­ник­шие в 1830-х гг. как дру­жи­на иль­ха­на ама­ле) и мел­кие (се­фи­ха­ни, гал­ле­зан, ра­хи­ми, игдар, кер­ме­зи и др.) пле­ме­на, воз­глав­ляе­мые ка­лан­та­ра­ми. Пле­ме­на (тай­фе) объ­е­ди­ня­ют­ся под вер­хов­ной вла­стью иль­ха­на, под­раз­де­ля­ют­ся на имен­ные пат­ри­ли­нид­жи. Управ­ле­ни­ем и сбо­ром на­ло­гов за­ни­ма­ет­ся иль­бе­ги (как пра­ви­ло, млад­ший брат иль­ха­на). Во гла­ве пле­мен­ных под­раз­де­ле­ний (ти­ре) сто­ят кед­ху­ды, во гла­ве се­мей – ста­рей­ши­ны (риш­се­фид – бе­ло­бо­ро­дые). Низ­шее со­сло­вие со­став­ля­ют ре­мес­лен­ни­ки, му­зы­кан­ты, чу­жа­ки; осо­бую проф. груп­пу об­ра­зу­ют по­гон­щи­ки верб­лю­дов. Каш­кай­ские иль­ха­ны вре­ме­на­ми рас­про­стра­ня­ли влия­ние на весь Фарс, удер­жи­ва­ли в сво­их ру­ках пост гу­бер­на­то­ра Фи­ру­за­ба­да. До 1867 К. ком­плек­то­ва­ли осо­бый полк шах­ской ар­мии. Меж­до­усо­би­цы по­сле смер­ти в 1868 иль­ха­на Мо­хам­мед-Ку­ли-ха­на и го­ло­да 1871–72 по­дор­ва­ли влия­ние К. и при­ве­ли к па­де­нию их чис­лен­но­сти. С нач. 20 в. по 1918 каш­кай­ский иль­хан вёл по­сто­ян­ную борь­бу с пра­ви­те­ля­ми Ши­ра­за из пле­ме­ни хам­се и со­юз­ны­ми им бах­тиа­ра­ми и анг­ли­ча­на­ми. В 1929 К. при­ня­ли уча­стие в ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ном вос­ста­нии в Фар­се, по­сле по­дав­ле­ния ко­то­ро­го под­верг­лись ре­прес­си­ям и на­силь­ст­вен­но­му пе­ре­во­ду на осед­лость. По­сле от­ре­че­ния Ре­за-ша­ха Пех­ле­ви в 1941 пра­ви­тельств. чи­нов­ни­ки бы­ли из­гна­ны из Фар­са, власть иль­ха­нов и тра­диц. об­раз жиз­ни вос­ста­нов­ле­ны.

Фото M. Kiani Кашкайские женщины за прядением.
Фото M. Kiani Кашкайцы. Седельная сумка.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ко­чев­ни­ков Зап. Азии. Осн. за­ня­тие – ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (ов­цы и ко­зы, верб­лю­ды, ло­ша­ди араб­ской по­ро­ды; луч­ши­ми ко­не­во­да­ми и на­езд­ни­ка­ми счи­та­ют­ся К. пле­ме­ни дар­ре­шу­ри). К. со­вер­ша­ют са­мые да­лё­кие в Ира­не пе­ре­ко­чёв­ки: зим­ние стой­би­ща (кыш­лаг) рас­по­ло­же­ны в юж. пред­горь­ях (зим­няя став­ка иль­ха­на – в Фи­ру­за­ба­де), лет­ние – ме­ж­ду Ши­ра­зом и Се­ми­ро­мом. Де­ла­ют ков­ры. Жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ная па­лат­ка из чёр­ной шер­сти (ча­дар), у зна­ти – из бе­лой, жёл­той, го­лу­бой по­куп­ной ма­те­рии. Муж­чи­ны по­верх ша­ро­вар, ру­ба­хи и ар­ха­лу­ка но­сят ха­лат (че­ке), под­поя­сан­ный ша­лью, на го­ло­ве – вой­лоч­ную шап­ку (ку­лах) с под­ня­ты­ми по бо­кам по­ля­ми; жен­щи­ны но­сят ру­ба­хи по­верх од­ной или не­сколь­ких юбок и ша­ро­вар, го­ло­ву по­вя­зы­ва­ют плат­ком; знат­ные жен­щи­ны на­де­ва­ют неск. юбок со сбор­ка­ми, жа­ке­ты с ру­ка­ва­ми из шёл­ка и бар­ха­та, зо­ло­тые ук­ра­ше­ния и мо­не­ты. Осн. пи­ща – тон­кие ле­пёш­ки и мо­лоч­ные про­дук­ты, ба­ра­ни­на, на кыш­ла­гах – фи­ни­ки; лю­би­мый на­пи­ток – чай. К. очень во­ин­ст­вен­ны, со­вер­ша­ли ре­гу­ляр­ные на­бе­ги на осед­лые райо­ны и до­ро­ги. Часть К. за­ни­ма­ет­ся зем­ле­де­ли­ем.

Пле­ме­на и со­сло­вия эн­до- или ги­пер­гам­ны. По­ли­ги­ния прак­ти­ку­ет­ся толь­ко в слу­чае от­сут­ст­вия сы­но­вей. Рас­про­стра­нены кросс- и ор­то­ку­зен­ные бра­ки, ле­ви­рат, ми­но­рат. Прак­ти­ку­ет­ся кров­ная месть, час­то за­ме­няе­мая вы­ку­пом или бра­ком пред­ста­ви­те­лей вра­ж­дую­щих сто­рон.

Рас­про­стра­не­ны пес­ни лю­бов­ные («Хо­сров и Ши­рин», «Фар­хад и Ши­рин»), сва­деб­ные, тра­ур­ные, ис­пол­не­ние сти­хов из «Шах­на­ме» Фир­до­уси; пе­ни­ем со­про­во­ж­да­лись пе­ре­ко­чёв­ки, во­ен. иг­ры. Муз. ин­ст­ру­мен­ты выс­ших со­сло­вий – щип­ко­вые тар, се­тар. На ис­пол­не­нии пе­сен и ска­за­ний (о Кёр-ог­лы, Мах­му­де) в со­про­во­ж­де­нии смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та ке­ман­ча (ка­ман­ча) спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся ашиги (см. Ашуг). По­гон­щи­ки верб­лю­дов сла­вят­ся иг­рой на флей­те най.

Лит.: Ullens de Schooten M.-T. Lords of the mountains: Southern Persia and the Kashkai tribe. L., 1956; Ива­нов М. С. Пле­ме­на Фар­са: каш­кай­ские, хам­се, кух­ги­луйе, ма­ма­са­ни. М., 1961; Beck L. The Qashqa’i of Iran. New Ha­ven; L., 1986; idem. Nomad: a year in the li­fe of a Qashqa’i tribesman in Iran. Berk., 1991.

Вернуться к началу