Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЧИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

КАЧИ́НЫ (бирм.; са­мо­на­зва­ния – джин­гпо, чжинп­хо, кит. цзин­по), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род, осн. на­се­ле­ние нац. об­лас­ти Ка­чин на се­ве­ро-вос­то­ке Мьян­мы. Чис­лен­ность 924 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Жи­вут так­же на юго-за­па­де Ки­тая (132 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись; гл. обр. Дэ­хун-Дай-Ка­чин­ский ав­то­ном­ный окр. на юго-за­па­де пров. Юнь­нань) и се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (син­гп­хо; шта­ты Ас­сам и Ару­на­чал-Пра­деш – 7 тыс. чел.). Го­во­рят на язы­ках лу-ка­чин­ской груп­пы ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков, в Ин­дии так­же на ас­сам­ском яз., в Ки­тае так­же на кит. и шан­ском язы­ках. Яз. цзин­по (ка­чин­ский) слу­жит язы­ком ме­жэт­нич. об­ще­ния. Соз­да­ны пись­мен­но­сти на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та; в Мьян­ме на цзинпо ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние, вы­пус­ка­ет­ся прес­са, ве­дутся ра­дио­пе­ре­да­чи. В Ин­дии вхо­дит в груп­пу ади­ва­си. В общ­ность К. вклю­ча­ют­ся так­же др. говорящие на ло­ло-бир­ман­ских язы­ках на­ро­ды (т. н. ма­лые К.) нац. об­лас­ти Ка­чин и ав­то­ном­но­го окр. Дэ­хун: цай­ва (цзай­ва, аци, зи; св. 100 тыс. чел. в Ки­тае и св. 30 тыс. в Мьян­ме), ма­ру, или лан­су (са­мо­наз­ва­ние – ла­нъэ; св. 100 тыс. чел. в Мьян­ме и ок. 30 тыс. в Ки­тае), ча­шань (са­мо­наз­ва­ние – ла­ци; св. 30 тыс. чел. в Мьян­ме), ачанг (ок. 30 тыс. чел. в Ки­тае и ок. 2 тыс. чел. в Мьян­ме и Ки­тае) и др. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть буд­ди­сты и хри­стиа­не.

Пред­ки К. на­ча­ли дви­же­ние с вост. час­ти Ти­бе­та в 8–9 вв., поя­ви­лись на совр. тер­ри­то­рии в 13–17 вв. В 17–19 вв. К. взи­ма­ли дань с ша­нов и мьян­ма, жив­ших в вер­ховь­ях Ира­ва­ди, и об­ла­га­ли по­бо­ра­ми ка­ра­ва­ны на пу­ти в Ин­дию и Ки­тай. Де­ли­лись на знать (в Мьян­ме – гум­са, в шан­ских об­ла­стях – ду­ва, в Ки­тае – шань­гу­ань и су­вун), сво­бод­ных об­щин­ни­ков (гум­лао) и ра­бов. Слу­жи­ли в англ. ко­ло­ни­аль­ных вой­сках. В 1948 об­ра­зо­ва­на нац. об­ласть Ка­чин, в 1960–1990-х гг. фак­ти­че­ски не­за­ви­си­мая от пра­ви­тель­ст­ва; дей­ст­ву­ют Орг-ция не­за­ви­си­мо­сти Ка­чи­на и её воо­руж. фор­ми­ро­ва­ние Ар­мия не­за­ви­си­мо­сти Ка­чи­на. В 1999 соз­да­на Нац. орг-ция ка­чи­нов.

Рис. Е. Н. Федорченко Качины. Традиционный костюм.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. Об­щин­ные по­ля рас­чи­ща­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым спо­со­бом с по­мо­щью но­жа (да), ко­то­рый слу­жит так­же бое­вым ору­жи­ем; об­ра­ба­ты­ва­ют­ся мо­ты­гой. Прак­ти­ку­ют так­же за­лив­ное ри­со­вод­ст­во, в т. ч. на тер­рас­ных по­лях, при­над­ле­жа­щих в осн. зна­ти. Вы­ра­щи­ва­ют рис, ку­ку­ру­зу, бо­бо­вые, ко­фе, чай, са­хар­ный тро­ст­ник, ты­к­вы, се­зам, джут, хло­пок, ла­ко­вое де­ре­во. Раз­во­дят бы­ков и буй­во­лов, сви­ней, до­маш­нюю пти­цу. Со­хра­ня­ют­ся охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. В Мьян­ме мно­гие ра­бо­та­ют в пром-сти, на план­та­ци­ях и ле­со­раз­ра­бот­ках. Раз­ви­ты тка­че­ст­во и пле­те­ние ци­но­вок (сре­ди жен­щин), куз­неч­ное и юве­лир­ное де­ло (сре­ди муж­чин). Тра­диц. по­се­ле­ния бы­ли ок­ру­же­ны час­то­ко­лом, вклю­ча­ли от 3 до не­сколь­ких де­сят­ков свай­ных до­мов с от­кры­той тер­ра­сой, про­доль­ным ко­ри­до­ром и вы­хо­дя­щи­ми на не­го ком­на­та­ми. Дом имел об­щий (с тор­цо­вой час­ти), бо­ко­вые (с тер­ра­сы), гос­те­вой (для гос­тей взрос­лых до­че­рей) вхо­ды и «дверь ду­хов» (ею мог поль­зо­вать­ся толь­ко ша­ман); у про­ти­во­по­лож­ной от об­ще­го вхо­да сте­ны на­хо­дил­ся ал­тарь – очаг, за­жи­гав­ший­ся во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний. Меж­ду свая­ми дер­жа­ли скот, ткац­кий ста­нок. Оде­ж­да из шер­сти или хлоп­ка (празд­нич­ная – из по­куп­но­го плю­ша или бар­ха­та), тём­ных цве­тов: курт­ка, тюр­бан, у жен­щин – за­пашная юб­ка, об­мот­ки на но­гах, у муж­чин – шта­ны, по­яс-ку­шак, сум­ка че­рез пле­чо на ле­вом бо­ку. Муж­чи­ны и жен­щи­ны но­сят брас­ле­ты и шей­ные грив­ны, жен­щи­ны – пек­то­ра­ли из се­реб­ря­ных бля­шек, на бёд­рах, ру­ках и но­гах – об­ру­чи из бам­бу­ка и ро­тан­га, ок­ра­шен­ные ла­ком в крас­ный и чёр­ный цве­та. Жен­щи­ны но­сят до за­му­же­ст­ва ко­рот­кие, за­тем – длин­ные во­ло­сы. Совр. оде­ж­да при­бли­жа­ет­ся у жен­щин – к бир­ман­ской, у муж­чин – к шан­ской. Тра­диц. со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция – пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, боль­шие се­мьи (тхин­гоо). Су­ще­ст­во­вал коль­це­вой кон­ну­би­ум: ка­ж­дый род по­лу­чал жён из «ро­да тес­тя» (майю) и от­да­вал – в «род зя­тя» (дама); у зна­ти в кон­ну­биу­ме уча­ст­во­ва­ли 5 ро­дов (Лах­тау, Ма­рип, Ма­ран, Н’хкум и Лах­пай). Пред­по­чи­та­лись крос­ску­зен­ные бра­ки, ле­ви­рат. По­сле­брач­ное по­се­ле­ние ви­ри­ло­каль­ное. Прак­ти­ко­ва­лись проб­ные бра­ки, ми­но­рат, брач­ный вы­куп и от­ра­бот­ки (от 3 до 9 лет), умы­ка­ние, у зна­ти – по­ли­ги­ния. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту и по­лу. Тра­диц. ре­ли­гия – культ ду­хов и пред­ков. Пан­те­он воз­глав­ля­ет­ся бо­же­ст­ва­ми не­ба (в Мьян­ме – Ма­даи-нат, в Ки­тае – Му­даи) и зем­ли (Ша­дип-нат). Празд­ни­ки (ма­нао, ма­но) со­про­во­ж­да­лись жерт­во­при­но­ше­ния­ми бы­ков и буй­во­лов, че­ре­па ко­то­рых вы­став­ля­лись на ше­стах пе­ред до­мом и в ал­та­ре. Ра­нее бы­ли из­вест­ны че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Су­ще­ст­во­ва­ли разл. ка­те­го­рии жре­цов (дум са, кит. мо­тоу) – хра­ни­те­лей устной тра­ди­ции, ша­ма­нов, зна­ха­рей и зна­ха­рок.

Лит.: Wehrli H. J. Beitrag zur Ethnologie der Chingraw (Kachin) von Ober-Burma. Leiden, 1904; Hanson O. The Kachins: their customs and traditions. Rangoon, 1913. N. Y., 1981; Gilhodes C. The Kachins, religion and cus­toms. Calcutta, 1922; Стра­та­но­вич Г. Г. Цзин­по // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; он же. На­ро­ды Бир­ман­ско­го сою­за // На­ро­ды Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1966; Leach E. R. Poli­tical systems of highland Burma: a study of Kachin social struc­ture. L., 1986; Wang Zh. The Jingpo: Kachin of the Yun­nan plateau. Tempe, 1997; http://www.kachin­land.org.

Вернуться к началу