Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРИ́БЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (социальная структура)

КАРИ́БЫ, груп­па ин­дей­ских на­ро­дов, го­во­ря­щих на ка­риб­ских язы­ках, в Юж. Аме­ри­ке (Вост. Ве­не­су­эла, Сев. Ко­лум­бия, Зап. и Юж. Гай­а­на, сев. Су­ри­нам, Франц. Гвиа­на, Бра­зи­лия). Числен­ность св. 80 тыс. чел. (2008, оценка).

Карибы. Рисунок из вышедшего в 1796 в Лондоне издания «Повествования о пятилетней экспедиции...» Дж. Г. Стедмана – нидерландского капитана, служившего в Суринаме в 1770-е гг.

Язы­ко­вые дан­ные по­зво­ля­ют ло­ка­ли­зо­вать пра­ро­ди­ну К. на Гви­ан­ском на­горье. Их эко­но­ми­ка в 3–2-м тыс. до н. э. бы­ла ос­но­ва­на на охо­те и со­би­ра­тель­ст­ве с на­чат­ка­ми зем­ле­де­лия (тро­пич. клуб­не­пло­ды). До сер. 2-го тыс. про­ис­хо­ди­ло рас­се­ле­ние прото­ка­ри­бов по Гвиа­не. Боль­шин­ст­во К. и ны­не жи­вёт ме­ж­ду ре­ка­ми Ори­но­ко, Риу-Не­гру, ниж­ним те­че­ни­ем Ама­зон­ки и Ат­лан­ти­че­ским ок.: соб­ст­вен­но К. (ка­ри­нья, ка­ли­нья, га­ли­би), ка­шуя­на, вай­вай, пе­мон, ма­ку­ши, ака­вайо, вая­на, тирийо, ма­ки­ри­та­ре, па­на­ре (энь­я­па), ява­ра­на и др. По ме­ре раз­ви­тия зем­ле­де­лия К. про­ни­ка­ли из са­ванн в лес­ные рай­оны, при­год­ные для под­сеч­но-ог­не­во­го зем­ле­де­лия. В сер. 1-го тыс. н. э. пе­ре­хо­дят к воз­де­лы­ва­нию ку­ку­ру­зы, фа­со­ли и ты­к­вы и ос­ваи­ва­ют пло­до­род­ные реч­ные пой­мы. По­сле 1000 н. э. К. пе­ре­се­ли­лись за пре­де­лы Гвиа­ны и бас­сей­на р. Ори­но­ко. Ар­хео­ло­ги­че­ски К. со­от­вет­ст­ву­ет тра­ди­ция арау­кин и не­ко­то­рые дру­гие. Для арау­кин ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­ст­ве ото­щи­те­ля для ке­рами­ки тол­чё­ных реч­ных гу­бок-кау­ши. К. про­дви­га­лись в лья­но­сы вверх по ле­вым при­то­кам Ори­но­ко и да­лее на се­ве­ро-вос­ток Ко­лум­бии. По­том­ки этих ми­гран­тов – юк­па (юпа) в го­рах Сьер­ра-де-Пе­ри­ха. Др. груп­пы про­ник­ли в юго-вост. Ама­зо­нию (ка­ри­хо­на) и к вер­ховь­ям р. Шин­гу (ба­каи­ри, куй­ку­ро, ка­ла­па­ло, на­ху­к­ва, чи­као, а так­же ма­ло­из­ве­ст­ные груп­пы браз. шта­та Па­ра); даль­ше дру­гих про­дви­ну­лись вы­мер­шие в 20 в. пи­мен­тей­ра (штат Пиа­уи) и пал­ме­ла (штат Рон­до­ния). В 14–17 вв. К. ат­лан­тич. по­бе­ре­жья пе­ре­се­лялись на Ма­лые Ан­тиль­ские о-ва, вос­при­няв язык ме­ст­ных ара­ва­ков. В 17 в. их сме­шав­шие­ся с не­гра­ми по­том­ки с о. Сент-Вин­сент по­па­ли в Центр. Аме­ри­ку, где из­вест­ны как га­ри­фо­на. В ре­гио­не Гвиа­на – Ори­но­ко су­ще­ст­во­ва­ли на­д­об­щин­ные объ­еди­не­ния ти­па кон­фе­де­ра­ций и во­ж­деств, рас­пав­шие­ся по­сле по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од К. про­да­ва­ли за­хва­чен­ных плен­ни­ков ев­ро­пей­цам в раб­ст­во. Име­ли вра­ж­деб­ные от­но­ше­ния с бег­лы­ми не­гра­ми-ра­ба­ми («лес­ны­ми не­гра­ми») и ара­ва­ка­ми. По ран­ним со­об­ще­ни­ям, К. при­пи­сы­ва­лось за­ня­тие кан­ни­ба­лиз­мом (мн. совр. учёные со­мне­ва­ют­ся в их дос­то­вер­но­сти).

Карибы. Индеец хишкариана в традиционном уборе.
Карибы. Шаман панаре.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов и са­ванн Юж. Аме­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, ры­бо­лов­ст­во и охо­та. У не­ко­то­рых групп со­хра­ня­ют­ся пле­те­ние (меш­ки для от­жи­ма­ния со­ка из ма­нио­ка; кор­зи­ны и под­но­сы, в т. ч. с зоо­морф­ным и гео­мет­рич. ор­на­мен­том; ри­ту­аль­ные пред­ме­ты, упот­реб­ляв­шие­ся в ини­циа­ции маль­чи­ков), резь­ба по де­ре­ву (ска­мьи для во­ж­дей и ша­ма­нов, час­то с рез­ны­ми изо­бра­же­ни­ями го­ло­вы стер­вят­ни­ка; тан­це­валь­ные па­ли­цы), тка­че­ст­во из хлоп­ка (га­ма­ки, жен­ские пе­ред­ни­ки, в т. ч. ук­ра­шен­ные би­се­ром), из­го­тов­ле­ние боль­ших бам­бу­ко­вых флейт (ис­поль­зо­ва­лись не толь­ко во вре­мя ри­туа­лов), долб­лё­ных ло­док. По­се­ле­ние – кру­го­вой пла­ни­ров­ки с муж­ским до­мом в цент­ре или боль­шой, обыч­но круг­лый, дом; под кры­шей ви­сел де­рев. диск с по­ли­хром­ны­ми изо­бра­же­ния­ми вод­ных ду­хов. Из ма­нио­ка де­ла­ли сла­бо­ал­ко­голь­ный на­пи­ток (ка­ши­ри). Счёт род­ст­ва в осн. би­ла­те­раль­ный, про­сле­жи­ва­ют­ся ма­три­ла­те­раль­ные (вай­вай, ка­ри­нья) и па­три­ла­те­раль­ные (тирийо, ка­ла­па­ло, куй­ку­ро) тен­ден­ции, в част­но­сти в нор­мах на­сле­до­ва­ния ста­ту­са во­ждя. На­сле­до­ва­ние иму­щест­ва па­рал­лель­ное (от от­ца к сы­ну и от ма­те­ри к до­че­ри). Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва боль­шин­ст­ва К. дра­ви­дий­ско­го ти­па (у ка­ри­нья – ли­ней­но­го, у куй­ку­ру – би­фур­ка­тив­но­го в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей в со­че­та­нии с ге­не­ра­ци­он­ным ти­пом в по­ко­ле­нии Эго). Сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу, что ча­сто да­ёт слож­ные 8-член­ные но­мен­кла­ту­ры. К. в осн. ук­со­ри­ло­каль­ны (пе­мон и куй­ку­ру – ви­ри­ло­каль­ны). Рас­про­стра­не­ны дву­сто­рон­ние, у чи­као – ма­три­ла­те­раль­ные кросску­зен­ные бра­ки. В груп­пах чис­лен­но­стью до 50 чел. (напр., у вай­вай, тирийо, ара­ра, юк­па) фик­си­ру­ют­ся меж­по­ко­лен­ные бра­ки с до­че­рью се­ст­ры и с се­ст­рой от­ца, что при­во­дит к ге­не­ра­ци­он­ным ско­сам ти­па «кроу­-ома­ха» в тер­ми­но­ло­гии род­ст­ва.

Лит.: Carib-speaking Indians: culture, society and language / Ed. E. N. Basso. Tucson, 1977; Rivière P. Individual and society in Guiana: a comparative study of Amerindian social organization. Camb.; N. Y., 1984; Zucchi A. Eviden­cias arqueológicas sobre grupos de posible len­gua caribe // Antropologica. 1985. № 63/64; Hornborg A. F. Dualism and hierarchy in low­land South America: trajectories of indigenous social organization. Uppsala, 1988; Бе­рез­кин Ю. Е. Ми­фы за­се­ля­ют Аме­ри­ку. М., 2007.

Вернуться к началу