Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАВА́Й

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 55

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Гура
Свадебные караваи: 1 – Украина; 2 – Белоруссия; 3, 4 – Болгария, область Габрово.

КАРАВА́Й, кра­вай, ко­ро­вай, кор­вай (от «ко­ро­ва» – юж­но- и вост.-сла­вян­ское, вост.-польск.; так­же рус. – мо­лен­ник, болг. – мо­ми­на пи­та, ку­мов хляб и др.; зап.-слав. – ко­лач, калач – от «ко­ло», «коль­цо», «круг»), ри­ту­аль­ный (гл. обр. сва­деб­ный) хлеб у сла­вян (осо­бен­но у ук­ра­ин­цев, бе­ло­ру­сов и вост. по­ля­ков). К. обыч­но пек­ли из пше­нич­ной му­ки, ино­гда с на­чин­кой из мя­са, ка­ши и др., свер­ху сма­зы­ва­ли мас­лом, яй­цом, мё­дом, гла­зу­рью, по­сы­па­ли ма­ком, сы­ром, ук­ра­ша­ли изю­мом, мин­да­лём и т. п. Для К. ха­рак­тер­на круг­лая, ре­же коль­це­вид­ная или про­дол­го­ва­тая фор­ма. К. мо­жет из­го­тов­лять­ся из не­сколь­ких (обыч­но из не­чёт­но­го чис­ла) кор­жей. В оформ­ле­нии К. со­че­та­ют­ся жен­ская (ко­са, фи­гур­ки ку­ри­цы, уточ­ки, ба­бы и т. п.) и муж­ская (фал­лич. сим­во­лы, фи­гур­ки пе­ту­ха, ко­ня, мед­ве­дя, зай­ца, во­ро­бья, му­жи­ка и т. п.) сим­во­ли­ка; на К. изо­бра­жа­ли так­же же­ни­ха с не­вес­той, пе­ту­ха на ку­ри­це, бо­ро­ва на сви­нье и т. п. Из ка­ра­вай­но­го тес­та де­ла­ли и фи­гур­ное сва­деб­ное пе­че­нье в фор­ме ко­сы, ку­ри­цы и т. п. Внутрь К. за­пе­ка­ли ко­ло­сья из до­жи­ноч­но­го (см. До­жин­ки) сно­па, зёр­на, яй­ца, ку­ри­цу (кур­ник), мо­не­ту, коль­цо. К. опоя­сы­ва­ли по­ло­тен­цем, лен­той, по­я­сом, вты­ка­ли в не­го све­чи, пе­рья, цве­ты, ко­ло­сья, ук­ра­шен­ные вет­ки или осо­бое сва­деб­ное де­рев­це (от­сю­да на­зва­ния К.: «ёл­ка», «ро­ща», «са­ды» и т. п.). Ино­гда К. не­вес­ты и же­ни­ха раз­ли­ча­лись по фор­ме и на­зва­нию. На Рус. Се­ве­ре в функ­ции К. ис­поль­зо­ва­ли рыб­ный пи­рог (рыб­ник, ку­ле­бя­ка) или боль­шой пря­ник. К. пек­ли лишь для не­вест-де­виц. К. бла­го­слов­ля­ли мо­ло­дых, ста­ви­ли пе­ред ни­ми на стол, раз­ла­мы­ва­ли у них над го­ло­вой, свя­зы­ва­ли на нём ру­ки и т. п. К. по­свя­ща­лись осо­бые пес­ни. Осн. обряд с К. – его де­лёж на сва­деб­ном пи­ру. Де­лил К. обыч­но дрýж­ка или стар­ший сват, кус­ки его раз­да­ва­ли уча­ст­ни­кам об­ря­да и при­сут­ст­во­вав­шим при нём, их кла­ли в хлеб­ное зер­но, скарм­ли­ва­ли ско­ти­не и т. п. У вост. сла­вян К. де­ли­ли («крои­ли», «ло­ма­ли») ча­сто по­сле брач­ной но­чи, во вре­мя ко­то­рой К. на­хо­дил­ся в спаль­не мо­ло­дых; об­ряд сим­во­ли­зи­ро­вал де­фло­ра­цию не­ве­сты и слу­жил под­тверж­де­ни­ем её девст­вен­но­сти.

В ря­де мест (на Рус. Се­ве­ре и др.) К. рас­ши­ри­тель­но на­зы­ва­ет­ся так­же не­риту­аль­ный хлеб.

Лит.: Гу­ра А. В. Ка­ра­вай // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1999. Т. 2.

Вернуться к началу