КАНА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНА́КИ, меланоновокаледонцы (самоназвание – kanak, от гавайского – человек), группа меланезийских народов, коренное население Новой Каледонии. Численность св. 75 тыс. чел. (2008, оценка). Подразделяются на группы: сев., юж. и о-вов Луайоте. Сев. К. включают подгруппы: крайне северную – ялаю (яз. ньялаю), кумак, чаач, или мвенебенг, ньюа-бонде (яз. юанга), нджаве (ндьяве) и др.; северную – фвай, мвавеке, бвато и др.; центральную – чамухи, или чамуки (яз. чемухи), пати (яз. паичи, численность 9,2 тыс. чел.). Юж. К. включают подгруппы: южную – аджиё, или андьиэ (8,4 тыс. чел.), орове, хамеа (яз. меа), харачыы (4,6 тыс. чел.), харагуре, или аракуре, и др.; крайне южную – дубеа, или друбеа (яз. думбеа), тайо, капоне, или квеньи (яз. нумеэ), хамеха (яз. меа) и др. На о-вах Луайоте живут деху, или лифуан (21 тыс. чел.), ненгоне, или маре (10 тыс. чел.), иааи (2 тыс. чел.) и фага-увеа (1,4 тыс. чел.). Говорят на языках новокаледонской подгруппы океанийских языков, на некоторых существует письменность на основе лат. графики, на харачыы ведётся преподавание в начальных школах, на паичи и андьиэ – также в средних учебных заведениях, андьиэ служит языком богослужения и региональным языком. Распространён также франц. язык. Св. 50% К. – католики, остальные протестанты.
Новая Каледония была заселена австронезийцами (носителями культуры Лапита) не позднее 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Ок. 11 в. н. э. в состав К. вошли переселившиеся на остров группы полинезийцев. К сер. 19 в. насчитывалось 40–50 племён (каждое по 500–2000 чел.). Земледелие у К. было более развито, чем у др. меланезийцев, практиковались ирригация и террасирование горных склонов. Осн. культуры – ямс и таро; выращивали также бананы, кокосовую пальму и др. В доконтактный период отсутствовали свиньи и собаки. Были развиты гончарство (в т. ч. сосуды с рельефными изображениями человеческих масок и ящериц) и резьба по дереву. Для ритуальных масок характерны сильно моделированный нос и открытый рот с двумя рядами зубов. У сев. К. маска иногда соединялась с накидкой с вплетёнными перьями. Имелись патрилинейные роды и фратрии. Предпочитались матрилатеральные кросскузенные браки, а также браки с женщиной из материнского патрилиниджа (т. н. путь крови); брачное поселение патрилокальное. Широкое распространение имели авункулат и особые отношения внуков с дедами и бабками. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги различаются по относит. возрасту и относит. полу. Население делилось на знать и рядовых общинников. Существовали мужские дома, развитый этикет, система табу, иерархия вождей. Власть вождя передавалась по мужской линии, ограничивалась советом знати. Авторитет вождя во многом зависел от его ораторских способностей, ему приписывалось обладание безличной сверхъестественной силой (оро). Атрибутами вождя были круглая хижина с высокой крышей с резным шпилем, церемониальный топор с нефритовым лезвием (о коно, боулаиби боунбоут), раковинные деньги (ми). Среди вождей были распространены ритуальный каннибализм и полигиния. Умершие верховные вожди обожествлялись. Важную роль играли наследственные жрецы. Практиковалась татуировка.
Совр. К. сильно аккультурированы. Многие живут в городах, получают высшее образование, представлены в органах власти.