Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 697

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов

КАНА́КИ, ме­ла­но­но­во­ка­ле­дон­цы (са­мо­на­зва­ние – kanak, от га­вай­ско­го – че­ло­век), груп­па ме­ла­не­зий­ских на­ро­дов, ко­рен­ное на­се­ле­ние Но­вой Ка­ле­до­нии. Чис­лен­ность св. 75 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: сев., юж. и о-вов Луа­йо­те. Сев. К. вклю­ча­ют под­груп­пы: край­не се­вер­ную – ялаю (яз. нья­лаю), ку­мак, ча­ач, или мве­небенг, ньюа-бон­де (яз. юан­га), нджа­ве (ндья­ве) и др.; се­вер­ную – фвай, мва­ве­ке, бва­то и др.; цен­траль­ную – ча­му­хи, или ча­му­ки (яз. че­му­хи), па­ти (яз. паи­чи, чис­лен­ность 9,2 тыс. чел.). Юж. К. вклю­ча­ют под­груп­пы: юж­ную – ад­жиё, или ан­дьиэ (8,4 тыс. чел.), оро­ве, ха­меа (яз. меа), ха­ра­чыы (4,6 тыс. чел.), ха­ра­гу­ре, или ара­ку­ре, и др.; край­не юж­ную – ду­беа, или дру­беа (яз. дум­беа), тайо, ка­по­не, или кве­ньи (яз. ну­меэ), ха­ме­ха (яз. меа) и др. На о-вах Лу­айо­те жи­вут де­ху, или ли­фу­ан (21 тыс. чел.), нен­го­не, или ма­ре (10 тыс. чел.), иааи (2 тыс. чел.) и фа­га-увеа (1,4 тыс. чел.). Го­во­рят на язы­ках но­во­ка­ле­дон­ской под­груп­пы океа­ний­ских язы­ков, на не­ко­то­рых су­ще­ст­ву­ет пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, на ха­ра­чыы ве­дёт­ся пре­по­да­вание в на­чаль­ных шко­лах, на паи­чи и ан­дьиэ – так­же в сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях, андьиэ слу­жит язы­ком бо­го­слу­же­ния и ре­гио­наль­ным язы­ком. Рас­про­стра­нён так­же франц. язык. Св. 50% К. – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные про­тес­тан­ты.

Канаки. Деталь дверей. Раскрашенное дерево. Национальный музей африканского и океанийского искусства (Париж).
Канаки. Хижина вождя.

Но­вая Ка­ле­до­ния бы­ла за­се­ле­на авс­тро­не­зий­ца­ми (но­си­те­ля­ми куль­ту­ры Ла­пи­та) не позд­нее 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Ок. 11 в. н. э. в со­став К. во­шли пе­ре­се­лив­шие­ся на остров груп­пы по­ли­не­зий­цев. К сер. 19 в. на­счи­ты­ва­лось 40–50 пле­мён (ка­ж­дое по 500–2000 чел.). Зем­ле­де­лие у К. бы­ло бо­лее раз­ви­то, чем у др. ме­ла­не­зий­цев, прак­ти­ко­ва­лись ир­ри­га­ция и тер­ра­си­ро­ва­ние гор­ных скло­нов. Осн. куль­ту­ры – ямс и та­ро; вы­ра­щи­ва­ли так­же ба­на­ны, ко­ко­со­вую паль­му и др. В до­кон­такт­ный пе­ри­од от­сут­ст­вова­ли сви­ньи и со­ба­ки. Бы­ли раз­ви­ты гон­чар­ст­во (в т. ч. со­су­ды с рель­еф­ны­ми изо­бра­жения­ми че­ло­ве­че­ских ма­сок и яще­риц) и резь­ба по де­ре­ву. Для ри­ту­аль­ных ма­сок ха­рак­тер­ны силь­но мо­де­ли­ро­ван­ный нос и от­кры­тый рот с дву­мя ря­да­ми зу­бов. У сев. К. мас­ка ино­гда со­еди­ня­лась с на­кид­кой с впле­тён­ны­ми перь­я­ми. Име­лись пат­ри­ли­ней­ные ро­ды и фрат­рии. Пред­по­чи­та­лись мат­ри­ла­те­раль­ные крос­ску­зен­ные бра­ки, а так­же бра­ки с жен­щи­ной из ма­те­рин­ско­го пат­ри­ли­нид­жа (т. н. путь кро­ви); брач­ное по­се­ле­ние пат­ри­ло­каль­ное. Ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние име­ли авун­ку­лат и осо­бые от­но­ше­ния вну­ков с де­да­ми и баб­ка­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги раз­ли­ча­ют­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. На­се­ле­ние де­ли­лось на знать и ря­до­вых об­щин­ни­ков. Су­ще­ст­во­ва­ли муж­ские до­ма, раз­ви­тый эти­кет, сис­те­ма та­бу, иерар­хия во­ж­дей. Власть во­ж­дя пе­ре­да­ва­лась по муж­ской ли­нии, ог­ра­ни­чи­ва­лась со­ве­том зна­ти. Ав­то­ри­тет во­ж­дя во мно­гом за­висел от его ора­тор­ских спо­соб­но­стей, ему при­пи­сы­ва­лось об­ла­да­ние без­лич­ной сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лой (оро). Ат­ри­бу­та­ми во­ж­дя бы­ли круг­лая хи­жи­на с вы­со­кой кры­шей с рез­ным шпи­лем, це­ре­мо­ни­аль­ный то­пор с неф­ри­то­вым лез­ви­ем (о ко­но, бо­улаи­би бо­ун­бо­ут), ра­ко­вин­ные день­ги (ми). Сре­ди во­ж­дей бы­ли рас­про­стра­не­ны ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм и по­ли­ги­ния. Умер­шие вер­хов­ные во­ж­ди обо­же­ст­в­ля­лись. Важ­ную роль иг­ра­ли на­след­ст­вен­ные жре­цы. Прак­ти­ко­ва­лась та­туи­ров­ка.

Совр. К. силь­но ак­куль­ту­ри­ро­ва­ны. Мно­гие жи­вут в го­ро­дах, по­лу­ча­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние, пред­став­ле­ны в ор­га­нах вла­сти.

Лит.: Leenhardt M. Gens de la Grande terre. P., 1953; Ме­лик­се­то­ва И. М. Но­вая Ка­ле­до­ния. Про­шлое и со­вре­мен­ность. М., 1968; Bensa A., Rivierre J.-Cl. Les che­mins de l’alliance: l’or­ga­nisation sociale et ses représentations en Hou­vel­le-Calédonie (région de Touho, aire lingui­stique cemuhi). P., 1982; Boulay R. La maison kanak. P., 1990; idem. Ka­nak arts. Nouméa, 2006; De jade et de nacre: patrimoine artistique kanak / ́Ed. R. Boulay, E. Kasarherou. P., 1990; Guiart J. Structure de la shefferie en Mé­lanésie du Sud. 2 éd. P., 1992.

Вернуться к началу