Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛАМКА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская, Е. Г. Царёва

КАЛАМКА́Р (инд. ка­лам­ка­ри; от перс. «ка­лам» – пе­ро и «кар» – ра­бо­та), вид де­ко­ра­тив­ной тка­ни и тех­ни­ка де­ко­ри­ро­ва­ния руч­ной рос­пи­сью пе­ром (от­сю­да назв.) и ки­стью в со­че­та­нии с на­бой­кой, ре­зер­ви­ро­ва­ни­ем, про­трав­ли­ва­ни­ем и др. Рас­про­стра­не­ны в стра­нах Юж., Юго-Зап. и Центр. Азии.

Индийский каламкари.

Ис­то­ки со­став­ляю­щих К. тех­ник вос­хо­дят по мень­шей ме­ре к ран­не­му брон­зо­во­му ве­ку. Древ­ней­шие из­вест­ные нам рас­пис­ные тка­ни от­но­сят­ся к до­ди­на­сти­чес­ко­му пе­рио­ду Егип­та (Эль-Ге­бе­лейн). Со­че­та­ние ре­зер­ви­ро­ва­ния, про­трав­ли­ва­ния и рос­пи­си тка­ней ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лось древ­ни­ми гре­ка­ми и ран­ни­ми ко­чев­ни­ка­ми ев­ра­зий­ских сте­пей (на­ход­ки из по­се­ле­ний бас­сей­на р. Та­рим в Синь­цзя­не и из кур­га­на Аржан­-2). В древ­но­сти в тех­ни­ке К. де­ко­ри­ро­ва­лись льня­ные, шер­стя­ные, шёл­ко­вые, в Ин­дии – хлоп­ко­вые тка­ни. Совр. К. из­го­тав­ли­ва­ют­ся из хлоп­ка. Ис­клю­чи­тель­но рос­пи­сью де­ко­ри­ру­ют­ся не­ко­то­рые ри­ту­аль­ные пред­ме­ты (напр., инд. хра­мо­вые за­ве­сы). Сме­шан­ные тех­ни­ки ха­рак­тер­ны для на­стен­ных за­на­ве­сей, по­кры­вал, ска­тер­тей, охот­ни­чьих и во­ен. па­ла­ток и др. Ны­не К. на­зы­ва­ют­ся так­же мер­ные на­бой­ча­тые тка­ни.

На­не­се­ние ри­сун­ка мо­жет со­сто­ять из 15–20 опе­ра­ций: на по­лот­но на­но­сят­ся кон­ту­ры ри­сун­ка, и отд. участ­ки узо­ра об­ра­ба­ты­ва­ют­ся про­тра­ва­ми вруч­ную ли­бо с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­рез­ных штам­пов. Ос­таль­ная по­верх­ность ре­зер­ви­ру­ет­ся (напр., с по­мо­щью вос­ка); за­тем ткань по­гру­жа­ет­ся в раст­вор ма­ре­ны, и в за­ви­си­мо­сти от ти­па про­тра­вы про­пе­ча­тан­ные узо­ры при­об­ре­та­ют крас­ный, фио­ле­то­вый или ко­рич­не­вый цвет, в то вре­мя как по­кры­тые ре­зер­ви­рую­щим со­ста­вом участ­ки ос­та­ют­ся не­ок­ра­шен­ны­ми. Кра­си­те­ли за­кре­пля­ют­ся, все лиш­ние по­кры­тия уда­ля­ют­ся, в за­клю­че­ние вруч­ную или штам­па­ми рас­кра­ши­ва­ют­ся узо­ры жёл­то­го и др. цве­тов.

Роспись каламкари в Индии.

В Ин­дии иск-во К. (чит­ти, от санскр. «чит­ра» – кар­ти­на, от­сю­да рус. «си­тец»; па­лам­пор) сло­жи­лось к пе­рио­ду ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Произ-во ри­ту­аль­ных К. до­ны­не со­хра­ня­ет­ся вбли­зи круп­ных ин­ду­ист­ских хра­мо­вых цен­тров (Ка­ла­ха­сти, Ти­ру­па­ти). К. слу­жат в хра­мах в ка­че­ст­ве на­стен­ных пан­но, за­на­ве­сей и бал­да­хи­нов, зад­ни­ков для те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ний и т. д. Из­го­тов­ле­ние хра­мо­вых К. рас­смат­ри­ва­ет­ся как осо­бый ри­ту­ал при­да­ния об­ра­за бо­жест­вам и др. куль­то­вым пер­со­на­жам, в свя­зи с чем ма­стер-чит­ра­кар пе­ред ра­бо­той по­стит­ся и со­вер­ша­ет очи­стит. об­ря­ды. Стиль рос­пи­си и тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны. Сю­же­ты – сце­ны из ин­дуи­ст­ской ми­фо­ло­гии и эпо­са. Ико­но­гра­фия во­схо­дит к ка­но­нам хра­мо­вых на­стен­ных рос­пи­сей: ли­ца изо­бра­жа­ют­ся в про­филь с боль­ши­ми гла­за­ми, кон­тур вы­пол­нен крас­ны­ми или чёр­ны­ми то­чеч­ны­ми ли­ния­ми, фи­гур­ки бо­гов го­лу­бо­го цве­та, де­мо­нов – крас­но­го, жен­ские – зо­ло­ти­сто-жёл­то­го и т. д.

В Ира­не наи­бо­лее из­вест­ным цент­ром из­го­тов­ле­ния К. стал Ис­фа­хан. Ри­сун­ки ис­фа­хан­ских за­на­ве­сей и по­кры­вал бы­ли близ­ки к на­стен­ным рос­пи­сям и де­ко­ру ков­ров. Ха­рак­тер­ные мо­ти­вы – вы­ра­стаю­щие из ва­зо­на цве­ты, ки­па­ри­сы, цве­ту­щая ло­за, па­ры зве­рей и птиц, го­ры и др. Центр. по­ле об­рам­ля­лось мно­го­со­став­ной кай­мой ра­стит. и гео­мет­рич. ор­на­мен­та. Осо­бую груп­пу иран. К. со­став­ля­ют мо­лит­вен­ные ков­ри­ки (сед­жа­де) с изо­бра­же­ния­ми ниш-мих­ра­бов и над­пи­ся­ми, а так­же за­на­ве­си (пар­дэ) с сю­жет­ны­ми сце­на­ми (свадь­ба, жи­тия свя­тых и др.), ко­то­рые слу­жи­ли ил­лю­стра­ция­ми к ис­то­ри­ям, пред­став­ляе­мым проф. бро­дя­чи­ми рас­сказ­чи­ка­ми. С 16 в. иран. К. ста­ли важ­ным пред­ме­том тор­гов­ли с Рос­си­ей, позд­нее ока­за­ли влия­ние на де­кор и тех­ни­ку про­из-ва рус. сит­цев.

С 16 в. в сул­та­на­те Гол­кон­да, под­дер­жи­вав­шем тес­ные свя­зи с се­фе­вид­ским Ира­ном, рас­про­стра­ни­лись К., из­го­тав­ли­вав­шие­ся пе­ре­се­лён­ны­ми из Ира­на мас­те­ра­ми: на­стен­ные пан­но, мо­лит­вен­ные ков­ри­ки, по­ход­ные шат­ры (ка­нат) и др. Об­раз­цом для под­ра­жа­ния бы­ла книж­ная ми­ниа­тю­ра, под влия­ни­ем ев­роп. спро­са – ев­роп. гра­вю­ра. Сре­ди ор­на­мен­таль­ных мо­ти­вов – дре­во с пти­ца­ми, си­дя­щи­ми на по­кры­тых цве­та­ми вет­вях, и жи­вот­ны­ми, ук­ры­ваю­щи­ми­ся под его се­нью. Мер­ные К. рас­пи­сы­ва­лись рап­порт­ны­ми ор­на­мен­та­ми (цве­ты, пти­цы и др.), рос­пись час­то со­че­та­лась с на­бой­кой. Инд. К. экс­пор­ти­ро­ва­лись в Иран в об­мен на при­во­зи­мых от­ту­да ко­ней, в Юго-Вост. Азию (из них де­ла­лись са­рон­ги), в 17–18 вв. инд. К. вы­во­зи­лись в Ев­ро­пу че­рез порт Ма­чи­ли­пат­нам (от­сю­да мус­лин), по­сле че­го тех­ни­ка на­бой­ки бы­ла ос­вое­на ев­роп. тек­стиль­ной пром-стью. Ор­на­мен­ти­ка К. по­влия­ла на ев­роп. тек­стиль­ный ор­на­мент (вплоть до «вик­то­ри­ан­ских» ор­на­мен­тов клас­сич. де­ко­ра­тив­ных тка­ней). В 19 в. К. вы­тес­не­ны ев­роп. сит­цем и прак­ти­че­ски ис­чез­ли.

Лит.: Mehta R. J. The handicrafts and indus­trial arts of India. Bombay, 1960; Irwin J., Brett K. B. Origins of chintz. L., 1970; Gil­low J., Bar­nard N. Traditional Indian textiles. L., 1991.

Вернуться к началу