КАИНГА́НГ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАИНГА́НГ (самоназвания – kaingang, kangag; ранее назывались гуайана, гойана, короадо, коронадо, гуанана, гуалачос, чикуи, кабеллудо, таин, тайен, тавен, гуалачи, ингаин и др.), индейский народ группы южных же на юге Бразилии (штаты Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул) и крайнем северо-востоке Аргентины (пров. Мисьонес). До кон. 19 в. объединялись с шокленг. Численность в Бразилии 26 тыс. чел., Аргентине 2 тыс. чел. (2006, оценка). Образуют св. 30 официально признанных и находящихся в процессе признания общин (индейских территорий – TI). Живут также в городах (Порту-Алегри, Шапеко и др.). Язык каинганг юж. ветви же языков. Выделяются 5 групп: К. штата Сан-Паулу – между реками Тиете и Паранапанема; К. штата Парана – между реками Паранапанема и Игуасу; центральные К. – в штате Санта-Катарина (между реками Игуасу и Уругвай); юго-западные К. – в штате Риу-Гранди-ду-Сул (между р. Уругвай на западе и р. Пасу-Фунду); юго-восточные К. – к востоку от р. Пасу-Фунду. Письменность на основе лат. графики. Большинство К. говорят также на португ. языке. Ок. 60% – христиане (лютеране и католики), остальные сохраняют традиц. верования.
Первые контакты с европейцами (португальцами) с 16 в. Постоянные контакты с пришлым населением с 18 в. Некоторые общины К. оказывали вооруж. сопротивление проникающим на их территорию колонистам до 1912 (Сан-Паулу) и 1930 (Парана). Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов Юж. Америки. Занимались подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и собирательством. Традиц. оружие – лук (длина 210–240 см, иногда до 270 см) со стрелами с наконечниками из костей и бамбука, копьё. Изготавливают ожерелья из семян деревьев, зубов обезьян, когтей ягуара и др., занимаются плетением (решёта, корзины, рыболовные ловушки), ранее делали глиняную посуду. К. Сан-Паулу делятся на экзогамные патрилинейные половины Каме и Каньеру и на 4 ранговые группы: Воторо (наиболее престижная), Каньеру, Анику и Каме. Половины отличались друг от друга татуировками (круги у Каме и полосы у Каньеру). В бою мужчины Каньеру стояли в авангарде, Каме – в арьергарде. Брак уксорилокальный. Счёт родства патрилатеральный. Система терминов родства у К. Сан-Паулу бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Выборный вождь («капитан») и его гл. помощник должны принадлежать к разным половинам. Др. помощники вождя отвечают за урегулирование проблем, связанных с правонарушениями (мелким воровством, пьянством, непочтительным отношением к власти и т. д.); наказания (привязывание к дереву, обществ. работы внутри общины, за тяжкие проступки – отлучение от общины) определяются вождём и могут осуществляться только членами половины провинившегося. Осн. мифологич. персонажи – культурные герои братья-близнецы – демиурги Каме и Каньеру (Солнце соотносится с Каме, Луна – с Каньеру; Каме всегда первый, свои творения доводит до совершенства, Каньеру – неуклюжий в своих попытках подражания Каме). До 1940-х гг. был распространён поминальный праздник Кикикои (ныне в полной форме исполняется только в TI Шапеко в Санта-Катарине), длившийся неск. месяцев (в ритуале используется хмельной напиток кики, приготовляемый из мёда). Развит шаманизм (в осн. мужской).
Современные К. заняты земледелием и традиц. ремёслами на продажу, работают по найму в с. х-ве и в городах (в т. ч. в региональных представительствах ФУНАИ – Нац. фонда индейцев). В 1990-е гг. созданы Советы касиков, координирующие отношения с правительствами штатов, и обществ. организации К., отстаивающие их права на потерянные ранее традиц. земли.