Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАИНГА́НГ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Охотники каинганг. Нач. 20 в.

КАИНГА́НГ (са­мо­на­зва­ния – kaingang, kan­gag; ра­нее на­зы­ва­лись гу­ай­а­на, гой­а­на, ко­роа­до, ко­ро­на­до, гуа­на­на, гуа­ла­чос, чи­куи, ка­бел­лу­до, та­ин, тай­ен, та­вен, гуа­ла­чи, ин­га­ин и др.), ин­дей­ский на­род груп­пы юж­ных же на юге Бра­зи­лии (шта­ты Сан-Пау­лу, Па­ра­на, Сан­та-Ка­та­ри­на и Риу-Гран­ди-ду-Сул) и край­нем се­ве­ро-вос­то­ке Ар­ген­ти­ны (пров. Мись­о­нес). До кон. 19 в. объ­е­ди­ня­лись с шок­ленг. Чис­лен­ность в Бра­зи­лии 26 тыс. чел., Ар­ген­ти­не 2 тыс. чел. (2006, оцен­ка). Об­ра­зу­ют св. 30 офи­ци­аль­но при­знан­ных и на­хо­дя­щих­ся в про­цес­се при­зна­ния об­щин (ин­дей­ских тер­ри­то­рий – TI). Жи­вут так­же в го­ро­дах (Пор­ту-Алег­ри, Ша­пе­ко и др.). Язык ка­ин­ганг юж. вет­ви же язы­ков. Вы­де­ля­ют­ся 5 групп: К. шта­та Сан-Пау­лу – ме­ж­ду ре­ка­ми Тие­те и Па­ра­на­па­не­ма; К. шта­та Па­ра­на – ме­ж­ду ре­ка­ми Па­ра­на­па­не­ма и Игуа­су; цен­траль­ные К. – в шта­те Сан­та-Ка­та­ри­на (ме­ж­ду ре­ка­ми Игуа­су и Уруг­вай); юго-за­пад­ные К. – в шта­те Риу-Гран­ди-ду-Сул (ме­ж­ду р. Уруг­вай на за­па­де и р. Па­су-Фун­ду); юго-вос­точ­ные К. – к вос­то­ку от р. Па­су-Фун­ду. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Боль­шин­ст­во К. го­во­рят так­же на пор­туг. язы­ке. Ок. 60% – хри­стиа­не (лютеране и ка­то­ли­ки), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Участник ритуала Кикикои. Индейская территория Шапеко (Санта-Катарина). Фото Кимийе Томмасино. 2000.

Пер­вые кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (пор­ту­галь­ца­ми) с 16 в. По­сто­ян­ные кон­так­ты с при­шлым на­се­ле­ни­ем с 18 в. Не­ко­то­рые об­щи­ны К. ока­зы­ва­ли воо­руж. со­про­тив­ле­ние про­ни­каю­щим на их тер­ри­то­рию ко­ло­ни­стам до 1912 (Сан-Пау­лу) и 1930 (Па­ра­на). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, охо­той, ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом. Тра­диц. ору­жие – лук (дли­на 210–240 см, ино­гда до 270 см) со стре­ла­ми с на­ко­неч­ни­ка­ми из кос­тей и бам­бу­ка, ко­пьё. Из­го­тав­ли­ва­ют оже­ре­лья из се­мян де­ревь­ев, зу­бов обезь­ян, ког­тей ягуа­ра и др., за­ни­ма­ют­ся пле­те­ни­ем (ре­шё­та, кор­зи­ны, ры­бо­лов­ные ло­вуш­ки), ра­нее де­ла­ли гли­ня­ную по­су­ду. К. Сан-Пау­лу де­лят­ся на эк­зо­гам­ные пат­ри­ли­ней­ные по­ло­ви­ны Ка­ме и Ка­нье­ру и на 4 ран­го­вые груп­пы: Во­то­ро (наи­бо­лее пре­стиж­ная), Ка­нье­ру, Ани­ку и Ка­ме. По­ло­ви­ны от­ли­ча­лись друг от дру­га та­туи­ров­ка­ми (кру­ги у Ка­ме и по­ло­сы у Ка­нье­ру). В бою муж­чи­ны Ка­нье­ру сто­яли в аван­гар­де, Ка­ме – в арь­ер­гар­де. Брак ук­со­ри­ло­каль­ный. Счёт род­ст­ва пат­ри­ла­те­раль­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва у К. Сан-Пау­лу би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Вы­бор­ный вождь («ка­пи­тан») и его гл. по­мощ­ник долж­ны при­над­ле­жать к раз­ным по­ло­ви­нам. Др. по­мощ­ни­ки во­ж­дя от­ве­ча­ют за уре­гу­ли­ро­ва­ние про­блем, свя­зан­ных с пра­во­на­ру­ше­ния­ми (мел­ким во­ров­ст­вом, пьян­ст­вом, не­поч­ти­тель­ным от­но­ше­ни­ем к вла­сти и т. д.); на­ка­за­ния (при­вя­зы­ва­ние к де­ре­ву, об­ществ. ра­бо­ты внут­ри об­щи­ны, за тяж­кие про­ступ­ки – от­лу­че­ние от об­щи­ны) оп­ре­де­ля­ют­ся во­ж­дём и мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся толь­ко чле­на­ми по­ло­ви­ны про­ви­нив­ше­го­ся. Осн. ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жи – куль­тур­ные ге­рои бра­тья-близ­не­цы – де­ми­ур­ги Ка­ме и Канье­ру (Солн­це со­от­но­сит­ся с Ка­ме, Лу­на – с Канье­ру; Ка­ме все­гда пер­вый, свои тво­ре­ния до­во­дит до со­вер­шен­ст­ва, Канье­ру – не­ук­лю­жий в сво­их по­пыт­ках под­ра­жа­ния Ка­ме). До 1940-х гг. был рас­про­стра­нён по­ми­наль­ный празд­ник Ки­ки­кои (ны­не в пол­ной фор­ме ис­пол­ня­ет­ся толь­ко в TI Ша­пе­ко в Сан­та-Ка­та­ри­не), длив­ший­ся неск. ме­ся­цев (в ри­туа­ле ис­поль­зу­ет­ся хмель­ной на­пи­ток ки­ки, при­го­тов­ляе­мый из мё­да). Раз­вит ша­ма­низм (в осн. муж­ской).

Со­вре­мен­ные К. за­ня­ты зем­ле­де­ли­ем и тра­диц. ре­мёс­ла­ми на про­да­жу, ра­бо­та­ют по най­му в с. х-ве и в го­ро­дах (в т. ч. в ре­гио­наль­ных пред­ста­ви­тель­ст­вах ФУНАИ – Нац. фон­да ин­дей­цев). В 1990-е гг. соз­да­ны Со­ве­ты ка­си­ков, ко­ор­ди­ни­рую­щие от­но­ше­ния с пра­ви­тель­ст­ва­ми шта­тов, и об­ществ. ор­га­ни­за­ции К., от­стаи­ваю­щие их пра­ва на по­те­рян­ные ра­нее тра­диц. зем­ли.

Лит.: Ambrosetti J. B. Los Indios Kaingangues, San Pedro (Misiones) // Revista del Jardín Zoo­lógico de Buenos Aires. 1895. Vol. 2; Me­t­raux A. The Caingang // Handbook of South American Indians. 2nd ed. Wash., 1963. Vol. 1; Henry J. Jungle people. A Kaingáng tribe of the highlauds of Brasil. 2nd ed. N. Y., 1964; Baldus H. O culto aos mortos entre os Kian­gang de Palmas // Baldus H. Ensaios de et­no­logia brasileira. 2 ed. São Paulo, 1979; Ni­muen­dajú C. Carta sobre a pacificação dos Coroados (1912) // Nimuendajú C. Textos indigenistas. São Paulo, 1982; idem. Etnogra­fia e indigenis­mo: sobre os Kaingang, os Ofaié- Xavante e os índios do Pará. Campinas, 1993; Tempski E. D. Caingângues: gente do mato. Curitiba, 1986.

Вернуться к началу